Мартин Макдонах: ирландские проблемы в русских реалиях
Ирландцы - народ свято чтущий не только традиции, но и свои террористические посылы. Вот так носятся со своей национально-освободительной борьбой, а потом приходит какой-нибудь Макдонах и всё портит.
Мартин Макдонах действительно поставил под сомнение феномен «героического терроризма». После выхода «Лейтенанта с острова Инишмор» на родине любовь к нему резко поугасла. В пьесе одной только фразой «Выходит, весь этот террор абсолютно на пустом месте? Четыре трупа, две дохлых кошки... мои волосы! Моя сестра убита горем. Израсходован весь гуталин» он умаляет смысл национального сопротивления. Конфликт завязывается из-за мёртвой кошки, которая по итогам останется жива. Конечно, это не могло не оскорбить ирландцев.
Сам Макдонах этим выпадом абсолютно не намекает на то, что нужно потерять свою значимость, подписавшись под британским влиянием. Он лишь спрашивает: а все ли средства хороши на этой войне? К чему может привести такая борьба в рамках современных норм и ценностей? И так уж ли важна территория для внутреннего состояния отдельно взятого человека?
Немало критической литературы написано по поводу связи творчества Макдонаха и остальной ирландской драматургии. А её не так мало, как может показаться, ведь почти все драматурги, которых принято называть «британскими», - на самом деле ирландцы. Это Бернард Шоу, Оскар Уайльд, Сэмюэл Беккет, Уильям Йейтс и другие. И иронии по поводу Ирландии у этих граждан не меньше, чем у Макдонаха. Особенно по поводу католицизма.
На данный момент он пьесы уже не пишет, увяз в киноиндустрии. Все его значимые произведения относятся к 1990-2000 годам. Исключение составляет разве «Однорукий из Спокана», написанный в США. Но в России любовь к нему не исчерпалась, сейчас спектакли по его произведениям можно увидеть в любом российском театре.
Откуда эта любовь к ирландским реалиям? В пьесах Макдонаха немалое значение играет тема провинции. В России также горячо любимая. Это «островное сознание», когда ты закрываешься, отгораживаешься от мира. Вот и получается, что с одной стороны провинция закрыта ото всех и от всего, а с другой стороны - это некая борьба за своё сложившееся «гетто». И всё-то у Макдонаха, как у нас, особенно образы дураков, милых и родных.
Ещё одна популярная мысль - вина за содеянное лежит на всех. Нет добрых или злых, даже правды в его пьесах нет. Именно в его произведениях явно прослеживается посыл: правда у каждого своя. А истины, одной для всех, среди них нет. Зыбкость, по которой идёшь и не можешь дойти к конечной цели, стала буквально символом современности, а заодно и творчества Макдонаха.
В пьесах также прослеживается и идея «прощального гуманизма». Жестокость правит бал. Но драматург верит, что перед лицом гибели, в самый последний момент, в людях что-нибудь перещёлкнет, и они будут вести себя, как и подобает людям. Так в «Лейтенанте» Мейрид, мечтой которой было убивать, отказывается от этого после первого убийства, потому что это скучно. Но это, конечно, не отменяет того, что Макдонах тот ещё убийца иллюзий. Жертва священника из «Сиротливого Запада» оказалась напрасной, а «Человек-подушка» демонстрирует иллюзии ответственности человека за других.
Макдонах интересен ещё и тем, что вернул, наконец, в драматургию сюжет. XX век уделял внимание средствам спектакля, чему угодно, кроме истории и содержания. Оставался только старый добрый Чехов, пока не появился Мартин. Он вернул интересные, наполненные событиями истории. Так в «Человеке-подушке» есть рассказы-страшилки в духе братьев Гримм.
Немаловажную роль Макдонах в русском театре сыграл ещё и своим обращением к проблеме инвалидов. В нашей стране она актуальна, о ней мало кто задумывается, для таких людей мало что делается. Зато почти во всех театрах у нас ставят «Калеку с острова Инишмаан», а ещё у него есть прекрасный «Однорукий из Спокана».
Подберем мероприятие для вас