Театр в Корее: история развития и трудности становления
О том, что в Корее театр зародился давно, говорит фреска из «Гробницы с танцующими» в Тунгоу, которая относится к периоду Трёх государств (I век до н. э. - VII век н. э.). На изображении музыканты и танцоры облачены в театральные костюмы с удлинёнными рукавами и головные уборы с перьями.
Особое внимание в этот период отводилось пластике движений. Существовала целая схема, по которой актёр должен был двигаться: первый этап (чон) - актёр внутренне сосредотачивается, второй этап (чун) - подготавливается к движению и третий этап (тон) - совершает движение. Всем действиям предшествовала задержка дыхания, каждое из них имеет конкретную цель, которая формируется на первом этапе подготовки.
Корейское театральное искусство формировалось на основе разных восточно-азиатских веяний. Основным был, конечно же, буддизм и его танцы. Один из самых знаменитых монахов - Вон Хё (VIIвек) - исполнял «танец без препятствий», который рассказывает о том, что человек «без препятствий рождается и умирает в едином пути». Этот танец показывает сначала становление человека, а затем его освобождение.
Существовало четыре основных буддийских танца: параму - танец с латунными кимвалами, побкому - танец с барабаном, набиму - танец бабочки и тхаджуму - одна из разновидностей набиму.
В I веке, в период Объединённого Силла, пользовался популярностью мифологический персонаж Чхо Ён - сын Дракона Восточного моря, который подчинил себе Дух лихорадки. Танец, названный в его честь, исполнялся в масках. Танцы в масках ведут долгую историю со времён древних обрядов. Этот вошёл в государственный ритуал и исполнялся вплоть до XIX века.
Традиционные корейские танцы делились на придворные и народные. К придворным относились корейский национальный хянак, пришедший из Китая танак и конфуцианский аак. Народные делились на религиозные и светские.
Театральные представления в Корё назывались каму пэкхи («сто развлечений с песнями и танцами»). Некоторые из них исполнялись во время пиров, государственных торжеств и церемоний, на празднике фонарей и других официальных мероприятиях. К распространённым танцам относились танец с мечами, санём, сасонму, сонюрак.
В период Чосон (XIV - XIX века) специально учредили ведомство Сандэ-тогам, которое отвечало за каму пэкхи. Ведомство увело представления от сакральности в сторону зрелищности, сделав упор лишь на внешней форме. Работало ведомство вплоть до конца XVII века.
В каму пэкхи участвовали артисты квандэ, чэин и странствующие труппы. Они выступали, как в конфуцианских домах, так и на угоду рыбакам и торговцам. В конце XV века появился новый вид представлений - чохый, народная сатира на правящие классы. Также в это время пользовался популярностью жанр сандэгык («пьесы у подножия горы»), в котором сочетались драматические и танцевальные элементы. Он повествовал о быте простого народа. Ещё один известный театр комугык основывался на буддийских мистериях X века.
В XVII веке развитие театра в Корее мало чем отличалось от Европы. В это время появились бродячие труппы ярмарочного типа. Участники расчищали себе площадку для выступления, которое больше похоже на парад. Первыми шли музыканты, за ними танцоры. Затем ставили пьесу твитпхури. Завершалось всё таким же парадом.
В твитпхури, как и в итальянской комедии дель арте, существовали постоянные «маски» - персонажи с определёными, ярко выраженными характерами. Среди них был слуга мальттуги, обманывающий своего господина, пьяница чхыбари, старый священник, наставляющий всех на путь истиный, старшая жена мийал, которая в угоду молодой жене уходила от мужа и погибала в изгнании. Кстати, мотив соперничества между двумя жёнами - один из лидирующих в корейской культуре.
Музыка и танец играли главную роль, что и привело в XIX веке к появлению музыкального театра чхангык. В постановке были задействованы певец, барабанщик и кисэн - танцоры и драматические актёры
Современный корейский театр ведёт историю с 1908 года с образования театра «Вонгакса» в Сеуле. Его основатель Ли Ин Джик пытался соединить древнюю традицию национального танца и европейскую технику.
В 1910 в Корее установился японский протекторат, поэтому европейская культура приходила не напрямую. Один из приверженцев западного театра - Хён Чол - обучался в Японии. В 1920 он открыл в Сеуле театральную школу. Впоследствие из неё сделали актёрское училище.
В 1923 году группа корейцев, которые также обучались в Японии, основали театр «Тоулхе», художественный руководителем которого стал Пак Сун Хи. В его репертуаре были пьесы Чехова, Толстого, Бернарда Шоу и Стриндберга.
Режиссёр Хон Хэ Сон также учился в Японии, изучал систему Станиславского. В 1931 году он открыл театр «Исследование спектакля», где поставил «Ревизора» Гоголя, «Вишнёвый сад» Чехова. Именно он утвердил в Корее профессию режиссёра.
После Корейской войны, развитие театра изменилось. В КНДР предпочитают ставить пьесы корейских и советских драматургов, главные идеи которых революционны. За этим следит специальный комитет.
Подберем мероприятие для вас