Иммерсивный театр: что за зверь и где его искать?
Иммерсивный театр захватывает мир, всё больше наполняясь элементами перфоманса.
Свой путь иммерсивный театр начал за границей, в европейской части. Отсюда и его название - от английского слова immerse - погружать. Представления действительно направлены на то, чтобы создать эффект погружения и присутствия. И делают это вполне успешно: зрителя не покидает ощущение, будто он попал по ту сторону экрана, только не на съёмочную площадку, а прямо в изображаемый мир.
На самом деле понятие иммерсивности знакомо не только театру. Живопись и литература «страдают» такими приёмами уже добрые десятки лет, а в Лондоне даже работает Secret Cinema, который использует виртуальную реальность вовсю, не стесняясь. И уже достаточно давно.
Конечно, главная фишка иммерсивности в том, что она обостряет восприятие. Можно (и нужно!) наслаждаться постановками традиционных жанров, но столько эмоций может дать только погружение в другую реальность!
К правилам просмотра такого спектакля относятся: наличие маски на лице и язык за зубами. Говорить, прикасаться к актёрам и снимать маску категорически нельзя. Зато можно всё остальное: следовать за каким-то одним персонажем, переходить по локациям в поисках чего-нибудь интересного, рассматривать бесконечные и оригинальные в исполнении предметы интерьера, осесть в каком-нибудь одном месте и наблюдать в течение нескольких часов за тем, кто его посещает и в каких целях. Всё можно посмотреть, потрогать и... проникнуться.
История иммерсивности
Считается, что своё начало иммерсивный театр ведёт с 2000 года, когда компания Punchdrunk создала «Войцека» по Георгу Бюхнеру. Долго они не думали, и уже в 2009 поставили ещё более мощную и масштабную вещь - Sleep No More (по «Макбет» Шекспира). Шоу получилось в стиле Хичкока: саспенс и триллер «продают» отлично.
Но в этой логической цепочке часто забывают про «Неистового Роланда» 1969 года Луки Ронкони. Для своих нужд они задействовали церковь, разместив по разным углам движущиеся площадки. И зрители прохаживались между ними, выбирая те варианты развития событий, которые им больше нравились.
Россия, конечно, не вписалась в ряды первопроходцев новых театральных тенденций, но и до неё эта лавина дошла. Так в Москве поставили иммерсивный спектакль «Чёрный русский», взяв за основу роман Пушкина «Дубровский». И здесь создатели пошли немного дальше: выдали людям не обычные маски «безликих», а олицетворяющие разных животных. Таким образом определяется персонаж, за которым ты будешь следовать. Это, конечно, отбирает некую свободу, но с другой стороны - это настоящий театр, со сложным режиссёрскими приёмами и вполне конкретными выводами.
Недавно прогремевшие на обе столицы постановки «Вернувшиеся» и «Безликие» - продукт зарубежный, поэтому сложной драматургии от него ждать не приходится. Тем не менее, получилось отменное шоу, с большим количеством пластических и танцевальных номеров. Капелька Ибсена, капелька мистики, разбавим спецэффектами и впустим зрителя - рецепт представления, казалось бы, прост, но свои сложности и подводные камни бывают везде.
А как же квесты?
Естественно сразу возникает вопрос: зачем ходить на иммерсивное шоу, если есть квесты, да и стоят они гораздо дешевле. А потому что квесты - это не театр. Театр уже давно отошёл от функции развлечения. Всё, что в нём появляется нового, направлено на то, чтобы заставить зрителя прожить, прочувствовать, задаться какими-то вопросами, а может даже и ответить на них. А каким вопросом можно задаться на квесте: где тут выход, я устал?
В любом случае, иммерсивный спектакль - продукт очень непростой в исполнении, да и дорогостоящий. Важно, чтобы его увидело как можно больше людей, но цены тому не благоволят. Тем не менее, увидеть это необходимо: в конце концов, это именно тот жанр, который определяет нашу эпоху. Сейчас иммерсивные спектакли проходят в Москве, Санкт-Петербурге и Нью-Йорке.
А прочитать отзыв о "Безликих" в Петербурге можно по ссылке.
Подберем мероприятие для вас