Интригующий променад: Безликие в городе
Мир захлестнула новая театральная волна: иммерсивные шоу завлекают зрителей в свои сети, несмотря на относительную дороговизну. Впечатления от погружения в совершенно другую реальность не могут сравниться ни с уже знакомым традиционным театром, ни с эпатажными перфомансами, новоднявшими весь 20 век.
Само понятие «иммерсивность» подразумевает погружение и эффект присутствия. По сути, вся история искусства строилась именно на этом понятии, достигая его разными путями, каждый раз открывая новые возможности для человека и мозга вклинивать себя в чужой мир и рефлексировать вне времени и пространства.
Иммерсивные шоу пошли ещё дальше: они стали не только морально, но и физически впускать в свой мир зрителя, смещая акценты с актёров. Пришедшие ради зрелищ оказываются невольными свидетелями выстроенной игры. И в этой игре существует не только визуальная сторона. Задействуя все органы чувств, зритель выходит на совсем другой уровень восприятия искусства.
Проект американской театральной компании Journey Lab и российских продюссеров Дусмухаметова и Мигеля вовлекли Россию в мировую практику, развернув в Москве и Санкт-Петербурге мир Генрика Ибсена под названиями «Вернувшиеся» и «Безликие». И если сюжет московских «Вернувшихся» ещё известен до некоторой степени, то «Безликие» - полнейшая неожиданность, буквально фантазии организаторов на тему «а что же было до того, как...»
Маски, в которых обязаны ходить зрители, не просто делают их безликими, немыми соучастниками, но и психологически снимают с них ответственность за происходящее. Ты не можешь ничего изменить там, где никто не видит твоего лица, и ты не имеешь право голоса. И это даёт шанс некоторым персонажам становиться «богами города призраков».
В данном контексте любопытна игра актёров, которым приходится сталкиваться со многими неудобствами и отвлекающими моментами. Но даже несмотря на них, они справлялись со своей задачей блестяще. Продолжать следовать играм и потакать желаниям своего персонажа в толпе далеко не всегда трепетно следящей за действием наблюдателей - иной опыт, требующий куда больше вовлечения и энергозатрат. И их потрясающая работа - одна из причин, по которой «гости» ощущают себя попавшими за ту сторону экрана.
Тем не менее, атмосферу и сопричастность обеспечивают не только актёры. Интерьер, декорации, каждая мелочь и самая неожиданная деталь, к которым можно прикоснуться совсем не в метафизическом плане, создают целый мир, который будет продолжать жить, даже если все герои из него разом исчезнут.
Ещё один захватывающий зрителя момент - возможность стать единственным свидетелем и соучастником момента. Опыт причастности и возможность контактировать с актёром, пожалуй, именно то, что давно и страстно желал любой заядлый и не очень театрал. И вот он, тот самый шанс стать хранителем тайны, недоступной остальным.
Пока ещё сложно оценить, какой именно отпечаток оставят в мировом театре иммерсивные шоу, хотя они и идут уже несколько лет. Но мы можем сделать кое-какие заметки, основываясь на отзывах и на том воздействии, которое они производят на людей деятельных. Так американский кинорежиссёр, сценарист и продюссер Даррен Линн Боусман ещё четыре года назад в своём блоге рассказал, как Sleep No More буквально вытащило его из творческого кризиса.
«My dearest readers, when I exited SLEEP NO MORE, I was visibly shaken by what I had just experienced. I was reminded that originality is still alive and well… I had been to 100 movies that year, maybe more… countless plays, and NOTHING had touched me more than this strange, unique experience… On the cab ride home I realized why. I felt immersed in this world. I felt apart of it. I wasn’t sitting in the audience watching people act… I was standing next to them… Touching them… I was staring in their eyes, and they mine… There was a CONNECTION. A real, tangible connection.» *
Поддаваться ли этому чарующему опыту, или же запереть себя в рамках традиции и обояния классики, каждый решает для себя сам. Но всегда есть шанс, что именно этот интригующий променад по таинственному миру перевернёт сознание, сделает именно то, что и должен делать театр: отравит мозг невыносимой сладостью бытия.
Мнацаканова Виктория
* - Пер.: «Мои дорогие читатели, когда я только вышел со Sleep No More, меня ощутимо трясло от того, что я только что испытал. Мне напоминало это о том, что эта новизна всё ещё воздействует на меня и... В тот год я посмотрел около 100 фильмов, может больше... бесчисленное количество постановок, и НИЧЕГО из этого не тронуло меня так, как этот странный, уникальный опыт. Уже в такси по пути домой я осознал почему. Я чувствовал себя вовлечённым в этот мир. Даже вне его. Я не сидел в зале, наблюдая за игрой актёров... Я стоял рядом с ними... Прикасался к ним... Смотрел им в глаза, пока они всматривались в мои... Это была СВЯЗЬ. Настоящая, ощутимая связь».
Подберем мероприятие для вас