Жизнь американского юга в пьесах Теннесси Уильямса
Теннесси Уильямс много описывал жизнь американского юга с его поствоенными общественными кризисами. Он выявлял все скрытые психологические проблемы, с которыми столкнулись люди, привыкшие жить по правилам аристократии, владевшие огромными землями и с трудом отказывающиеся от прошлого. Режиссёры довольно часто прибегают к его творчеству. Но что же общего может быть у американского писателя с русской культурой?
«Пьеса может быть полна движения, насыщена жестокостью, однако в ней есть особая гармония, открывающая возможность для размышления и создающая атмосферу, которая позволит ощутить трагизм изображаемого», - Теннесси Уильямс
РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО
Свой творческий путь писатель начал ещё в 1930-х. Практически ничего из его ранних работ не сохранилось. Лишь в 1998 году актриса Ванесса Редгрейв нашла одну из пьес этого периода - «Не о соловьях». Пьеса сильно отличается от известных нам произведений.
«Не о соловьях» основана на реальном событии - бунте заключённых в тюрьме, поэтому её художественная составляющая сильно уступает документальной.
Босс Уэйлен - начальник тюрьмы - самый завершённый образ в пьесе. Он стал предвестником носителей зла в последующих сочинениях: босса Финли в «Сладкоголосой птице юности», Большого папы в «Кошке на раскалённой крыше» и Джейба Торренса в «Орфее опускается в ад». Одна из самых интересных задумок в пьесе «Не о соловьях» - это лишённые индивидуальности действующие лица. Они предстают групповым портретом.
Тюремный бунт вряд ли мог закончиться чем-то хорошим, поэтому развязка в пьесе оказывается кровавой. Она стала откликом драматурга на окружавшую его действительность. Сложное время и жестокий век требовали активного действия от всех видов искусств, чтобы менять жизни и мир вокруг себя.
ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА
В 1944-45 годах на Бродвее поставили «Стеклянный зверинец», положив тем самым начало нового этапа в американской драматургии. Его главным отличием стали камерность: действие разворачивалось в четырёх стенах. Такое творчество было призвано не пробуждать социальную активность, направленную извне, а оставить зрителя наедине со своими мыслями, страстями и страданиями. Пьеса не может быть полностью оторвана от мира, поэтому она всегда совмещает частную жизнь с общественными потрясениями.
"Трамвай "Желание", Приют комедианта
Трамвай «Желание» - одна из самых популярных работ Теннесси Уильямса - также относится к камерным пьесам. Название отражает реально существующий маршрут в Новом Орлеане. Произведение пронизано влечениями плоти, но поединок главных героев - Стэнли и Бланш - за господство в доме не только физическое, но и идейное, перетекает в западню и насилие. Это очень хорошо иллюстрирует культурный код американской драмы. Характеры героев, их взаимоотношения и даже та чувственность, которая возникает как оружие, - это прямая отсылка к предшественнику Уильямса - Юджину О’Нилу - и его пьесе «Любовь под вязами». Вот только у О’Нила всё заканчивается духовным возрождением, а у Теннесси полным уничтожением личности.
Смотреть спектакль "Трамвай "Желание" в Приюте комедианта
ГЕРОИ И ГЕРОИНИ
«Меня ругают за то, что я выплескиваю слишком много эмоций, но писатель должен это делать», - Теннесси Уильямс
Характеры его героев всегда внутренне неустойчивы. Они стремятся найти себя в мире грёз, но это лишь создаёт им ореол наивности в реальном мире.
Американский Юг, его быт и нравы, очень хорошо описан и в «Стеклянном зверинце». Так, одна из его главных героинь - Аманда - представляет собой новый тип южной леди. Образ Бланш из «Трамвая «Желание» также тесно связан с бытом и проблемами Юга, это прекрасная иллюстрация уходящей южной плантаторской аристократии. Эта тема возникает и в «Битве ангелов», премьера которой, правда, провалилась. Уже через полтора десятилетия она вновь появилась на сцене, переработанная и с другим названием - «Орфей опускается в ад».
Смотреть спектакль "Орфей спускается в ад" в Театре на Васильевском
Отличительная черта Уильямса в том, что у него отсутствует «комплекс южан», которые раздираемы любовью к родному краю и чувством вины перед чёрной расой. В адрес писателя часто раздавались упрёки, что в его пьесах нет значительных темнокожих героев. Насколько эта оценка верна, судить сложно, в его пьесах так или иначе фигурируют афроамериканцы. Но интересен пример фильма «Куколка», снятый по нескольким одноактным пьесам: герой, которого полиция собирается уводить, возмущается и говорит, что он «не какой-нибудь негр», и у него есть права.
В «Кошке на раскалённой крыше» заложена тема хрупкого и беспомощного идеала. Этот же образ прослеживает затем и в героине Бланш, получив болезненную окраску и обречённость.
Сложно приписать Уильямсу только поднятие проблем Юга. В его творчестве существуют разные пласты сложностей, свойственные человечеству в целом. Главный из них - это нетерпимость людей, нежелание слышать друг друга. Реальность - это пространство конфликтов, от которого, в том числе, и пытаются сбежать его героини.
СИМВОЛИЗМ
«Все мы храним в нашем сознании и подсознании огромное количество образов, и я думаю, всё человеческое общение основано на образах... Символ в пьесе имеет только одну цель - высказать всё более прямо, просто и красиво, чем это можно сделать в словах», - Теннесси Уильямс
Уильямс не особо считается с исключительностью Южного края, но вовсю использует его стилистику, а именно повышенную эмоциональность и блюзовую мечтательность.
ВРЕМЯ
Ещё одной важной категорией драматурга является Время: «Великое и единственно мыслимое достоинство человека состоит в том, что он волен сам выбирать себе идеалы и жить, не поступаясь ими, так, словно он, подобно действующему лицу пьесы, надёжно ограждён от растлевающего натиска времени».
Очень ярко мотив времени прослеживается в «Стеклянном зверинце». Лаура не живёт настоящим, она живёт прошлым, которое оставило в её душе глубокий отпечаток. Ненадолго она выходит из мира прошлого, когда в её жизни появляется Джим, но возвращается в свой призрачный хрустальный мир с его уходом. Аманда и подавно живёт воспоминаниями о том блестящем Юге и старается следовать законам прошлого.
А вот для Тома нет прошлого, он полностью устремлён в будущее, хотя и живёт в таком же выдуманном мире, что и сестра. Уже в другом времени события его личного прошлого будут окрашены теплотой, нежностью и ностальгией.
Для изысканных героинь Теннесси Уильямса настоящее враждебно, но именно оно всегда берёт верх в его пьесах. Просто потому, что оно настоящее. А прошлое у него - это всегда иллюзия, которая рождается в их больном сознании.
АМЕРИКАНСКИЙ ЧЕХОВ
Пластический театр Уильмса базируется на нововведениях его европейских предшественников - Крэге, Мейерхольде, Брехте. Как говорил один из исследователей его творчества: «Пластический облик спектакля, по мысли драматурга, должен был давать своего рода авторский комментарий, уточнять происходящее, воздействуя на подсознание зрителей».
Сценическая символика, к которой тяготеет Уильямс, связывают даже не столько с европейской традицией, сколько с русской. Не зря многие в его пьесах слышат чеховские интонации. Для создания объёмной психологической картины он прибегал к музыкальной символике: «Где-то далеко-далеко пианино захлебнулось в бешеном пассаже и смолкло, словно мелодия со всего разгону налетела на что-то, сорвалась и вдребезги». (Трамвай «Желание»)
Смотреть спектакль "Трамвай "Желание" в Русской антрепризе
В своих мемуарах писатель отмечал: «Моя первая пьеса («Каир, Шанхай, Бомбей!») была поставлена летом 1934 года. Тогда же я полюбил Чехова, его рассказы. Они ввели меня в мир восприимчивой, отзывчивой литературы, что мне было в то время очень близко. Теперь я понимаю, что у него очень многое скрыто под текстом. «Чайку» я считаю современной величайшей пьесой, кроме, возможно, «Мамаши Кураж». Часто говорят, что наибольшее влияние оказал на меня Лоуренс... Но Чехов превосходит всё».
Мемуаристы вспоминают, что в рабочем кабинете Уильмса всегда висел портрет Чехова. Близость к нему обозначена психологической разборкой персонажей, обоснованием их действий и поступков, созданием особой поэтической атмосферы. Пьесы Уильямса, как и «Вишнёвый сад», отражают конвульсии и умирание «прекрасного» и понятного аристократического мира. Его герои - люди другой страны и культуры, у них другая история, но обречённая на гибель красота объединяет их с русскими пьесами.
В 1981 году Теннесси Уильямс создал адаптацию «Чайки», назвав её «Записная книжка Тригорина». Но попытка американизировать пьесу оказалась неудачной: получилась банальная история о бытовых проблемах, в которых не осталось места ни любви, ни творчеству.
«По крайней мере, одна из традиций Чехова явственно просматривается в творчестве Уильямса... Вынужденный бежать с разорённой плантации человек окунается в жизнь, далёкую от эпохи, всё ещё продолжающейся на плантации - той поры, когда человеческие отношения ценились выше экономических условий», - Артур Миллер
Подберем мероприятие для вас