Старо-Манежный и Ново-Манежный скверы
В начале XIX века к востоку от Садовой улицы появилась площадь. В 1836 году она названа Михайловской, от Михайлковского манежа, возведенного неподалеку в 1800 году Карлом Росси.
Но уже через 30 она была переименована. У названия площади появился более понятный горожанам смысл. Ее перестали ассоциировать с князем Михаилом, а стали связывать Манежем, и получила она аналогичное название – Манежная площадь. Не стоит забывать, Манеж изначально был назван в честь Михайловского замка и не связан с князем Михаилом.
В 1838 году перед Михайловским манежем был развит сквер, получивший название Старо-манежный. Более 150 лет, сквер на манежной площади, регулярно становился объектом пристального внимания. Архитектора и скульпторы чувствовали, что ему чего-то не хватает. В 1960 году появился фундамент под будущий памятник Гоголю. Правда, эту идею не воплотили жизнь и установили этот памятник совершенно в другом районе Санкт-Петербурга, а фундамент, находившийся в сквере, куда-то пропал.
Перед празднованием 300-летия Санкт-Петербурга, Старо-Манежный сквер стал местом воплощения амбициозного проекта. Власти приняли решение сделать ансамбль из четырех бюстов, посвященных мастерам из Италии: Бартоломео Растрелли, Доменико Трезини, Джакомо Кваренги и Карла Росси. Именно эти четыре архитектора повлияли на облик Петербурга. Это можно назвать своеобразным подарком от города итальянской стране. Четыре изваяния из бронзы установлены на капителях колон главных архитектурных ордеров, изготовлением бюстов занимался Владимир Горевой. Местные жители стали называть это место «кладбищем четырех архитекторов». Отчасти это замечание правдиво, весь мемориал можно действительно принять за мемориальные памятники.
В 1879 году был создан еще один сквер, Ново-Манежный. Его появление тесно переплетено с Петербургским цирком и возведением на берегу Фонтанки постоянного помещения под его нужды. Так вышло, что долгое время на Манежной площади было только временное строение из дерева, приспособленное под нужды цирка Карла Гинне. Затем директором стал Гаэтано Чинизелли, попросивший власти Петербурга построить здание, которое станет постоянным для его труппы. Городская Дума довольно быстро одобрила это решение и выделила место под стройку, а взамен Чинизелли должен был своими силами вместо снесенного здания заложить ухоженный сквер. В центре сквера на средства Чинизелли был построен фонтан.
Ново-Манежный сквер остался без фонтана в 1912, а вместо него был воздвигнут памятник князю Николаю Николаевичу.
Памятник Петру I. Проект 1914 года
Это один из самых известных памятников Петербурга, с довольно интересной судьбой. Историки считают, что его изготовление было заказано лично Петром Великим, сразу после победы в Полтавском сражении. По мнению Петра, памятник нужно было установить именно на месте сражения, чтобы увековечить знаменательную победу. Однако работы слишком сильно затянулись и были завершены лишь в 1746 году, на тот момент Петр I уже был мертв. После его смерти поменялись как художественные предпочтения правящей верхушки, так и их политические взгляды, поэтому памятник более полувека не был нигде установлен. Было время, когда его хотели поставить на Васильевском острове, на тот момент его хотели сделать центром Санкт-Петербурга. Потом – на Дворцовой площади, недалеко от Зимнего Дворца, который строил сын Бартоломео Растрелли. Но всегда находился предлог изменить решение. Дошло до того, что Екатерина II собралась презентовать монумент в качестве подарка одному из фаворитов и выбирала между Потемкиным и Орловым. Достоверно известно, что статуя стояла под брезентом почти 20 лет около Мраморного дворца, который принадлежал семейству Орловых.
Когда править стал Павел I - все кардинально изменилось. Он приказал установить памятник своему прадеду около Михайловского замка. Общеизвестно, что император недолюбливал свою матушку, поэтому решил лично придумать, ей в отместку, максимально ёмкую и лаконичную надпись для памятника. Если у «Медного всадника» подпись «Петру Первому Екатерина вторая», то Павел последовал логике матушки и укоротил свой посыл: «Прадеду правнук». Таким образом, в 1800 году изваяние великого императора обрело свой «дом».
Довольно долго недалеко от Михайловского Манежа на площади был еще один небольшой сквер с красивой оградой и изящными пилонами, в центре сквера находилась стела с женским изваянием. Жители города называли этот сад – «Дамским», либо же «Собачьим», толи потому, что там регулярно собирались на перекур дамы из Дома Радио, то ли из-за его малых размеров.
Пару лет назад этот сквер снесли и возвели дом. Сейчас этот дом считается элитным. С другой стороны улицы установили огромный памятник сидящего Тургенева. А ансамбль Манежной площади был объединен с ансамблем Михайловского замка. Они объединены проездом, который начинается на конюшнях и заканчивается у Манежа, проходит через инженерную улицу и кленовую аллею, приводя туристов к памятнику Петру I.
Если вы собираетесь в скором времени посетить Санкт-Петербург, то обязательно посетите Ново-Манежный и Старо-Манежный скверы.
Подберем мероприятие для вас