История турецкого театра: От кукол к Чехову
О турецких курортах, отелях all inclusive и русскоговорящем персонале в Турции знают все, даже дети. А вот о турецком театре немногие.
Распространённая мысль о том, что ислам - религия сплошных запретов разбивается о существование ценнейшего пласта культуры и искусств в восточных странах, одной из которой является и любимая всеми русскими туристами Турция.
Безусловно, «лицедейство» в исламе запрещено, но наличие площадных театров это не отменяло. Так в Турции существовали три вида театра: Орта ойну - народный театр под открытым небом, Карагёз - кукольный театр теней, меддах - особый вид рассказчиков.
Орта ойну
Орта ойну (пер. «игра посередине») - зрелищный и всеми любимый вид зародился на площадях. В центре ставили деревянную палатку, на которой разыгрывались бытовые сцены. Декорации отсутствовали, перед началом просто объявляли, где происходит действие.
В таком театре, как и в любом европейском площадном, например итальянском дель арте, был определённый набор персонажей: паломник, глупый старик, юноша и легкомысленная женщина. Актёрами становились выходцы из народов немусульманских: армяне и греки. Женщинам, конечно же, участвовать в этом было строго запрещено.
Карагёз
«Карагёз» (пер. «черноглазый») - кукольный театр теней, искусство очень древнее, пришедшее, скорее всего, из Китая. Хотя некоторые учёные склонны считать его традицией индийской (он упоминается в индийском эпосе «Махабхарата»). Карагёз - это и главный герой таких спектаклей, и сам театр кукол, который от персонажа своё название и получил. Кстати, в этом имени многие усматривают греческого Карагиозиса.
Первоначально, театр теней использовали в арабских странах для философско-мистических представлений, в которых рассказывалось о происхождении мира, сущности бога и человеческой жизни. Тень сравнивали с душой, которая явилась из потустороннего мира. Ну а роль медиума выполнял кукловод.
Египетские источники указывают, что имя турецкого Карагёза произошло от имения Карагуза - визиря, который был на службе у Салах ад-Дина. Его скудоумие в какой-то момент стало легендой, переросшей в анекдоты. «Слава» дошла и до Константинополя, где он превратился в героя театра теней.
Считается, что Карагёз стал продолжением бедуинской традиции посиделок у костра (макам), когда самые талантливые из них выступали с поэтическими импровизациями. Из записей путешественников становится понятно, как изначально выглядел театр. Фигурки вырезались из бумаги и размещались вокруг фитиля горящего фонаря. Воздух нагревался и фигурки начинали двигаться. Впоследствии их стали делать из разных материалов.
По описаниям фигурки выглядели следующим образом. Карагёз с чёрной бородой, закрученной в кольцо, в пёстром колпаке, красном кафтане, синих шароварах, жёлтых чулках и красных туфлях с чёрными каблуками. На вид он простоватый, но лукавый и умный. Своими колкими фразами он ставит в тупик своего постоянного собеседника Хадживата.
Конечно, Карагёз был любимцем публики, он стал воплощением народной мудрости. Сам он родом из бедной семьи, часто попадает в сложные ситуации, но никогда не теряет чувства юмора.
Его спутник Хадживат носит алую феску (мужской головной убор), зелёный кафтан с красным воротником, голубые штаны и красные туфли с синими бантами. У него короткая остроконечная бородка, он кичится своим образованием, знаниями правил приличия. Он постоянно вступает в споры, но каждый раз терпит поражение.
К действующим лицам также в разное время примыкали курильщик опиума (горбатый, в европейских ботинках, с тростью и трубкой), нищий (в кафтане в заплатках), доктор (смешно каверкает турецкие и арабские слова), чиновник (совершает глупые поступки) и так далее. Все персонажи легко узнаваемы и всем известны.
Такое театр на самом деле обладает всеми признаками драматического: здесь есть и сценарий, и музыка, и действия. Музыканты располагались полукругом на сцене, они развлекали зрителей и в перерывах между актами. Кстати, «озвучка» и песни исполнялись с разными акцентами, ведь, как мы помним, участие в спектаклях принимали люди разных национальностей.
Ведущим спектакля был хайялджи. Он управлял всеми куклами и озвучивал роли. Изначально в таком театре были один-два артиста. Потом их количество постепенно увеличивалось.
В исламе запрещены изображения людей, поэтому театр теней - отличный выход из положения. К тому же, он не обращался к мусульманским святым, касаясь, в основном, бытовых драм. Также долгое время в таких театрах не фигурировали образы женщин, евнухов и медресе.
Сюжеты составлялись из древней истории, мифов, легенд, сатиры на местные нравы, семейных драм. На самом деле, попасть в сюжет такого представления считалось позором.
Именно этот театр пользовался небывалым спросом в XVII - XVIII веках, во времена расцвета Османской империи. Представления стали устраиваться в кофейнях. Декорации стали сложнее, у театра появился занавес, сюжеты также разнообразились современной литературой. Именно «Карагёз» впервые познакомил турецкого зрителя с Мольером.
Меддахи
Не стоит забывать и о меддахах - сказителях, рассказчиках, певцов былинных песен и народных сказок. В основном они рассказывали священные истории ислама, затем перешли на социальные и бытовые темы, стали исполнять восточную поэзию. Здесь на первом месте была импровизация - именно она показывала талант меддаха.
XX век
Европейский театр, близкий и знакомый нам, зародился в Турции по сути в XX веке, после малотурецкой революции 1908 года. Тогда было сформировано немало трупп и созданы частные театры. Все они, однако, долго не продержались.
Основоположником современного турецкого театра считается Мухсин Эртугрул. Он некоторое время был во Франции, где познакомился и с русским театром в том числе. По возвращении на родину, поставил «Гамлета».
Перемены в стране вызвали перемены и в театральных постановках. Теперь они касались таких тем, как справедливость, равенство, осуждение жестокости османских властей. Эта же революция вывела на театральные подмостки и женщин. Но, к сожалению, они преследовались обществом и духовниками, поэтому пришлось это дело бросить.
В 1927 году Эртугрул посетил Советский Союз. После этого театр в турецких театрах начались серьёзные изменения: разрешили проблемы с оборудованием, установили правила работы артистов, репертуар обновлялся с учётом публичных настроений. Начали активно ставить Чехова.
Переворот 1960 года отразился и на театре. В спектаклях начали активно критиковать прошлую власть. Появились новые жанры: кабаре, уличные театры, любительские труппы. В это время ставят Азиза Несина, Орхана Асена, Сермета Чагана, а также переводные из русской классики: Чехов, Гоголь, Толстой. Театральная жизнь сосредоточена в Анкаре, Стамбуле и Измире.
Подберем мероприятие для вас