Современный балет: на стыке традиции и технологий
В России театр до сих пор ассоциируется с аналоговыми людьми, которые ходят по сцене и декламируют текст. Хотя цифровые и технологичные решения проникают в современные постановки всё чаще: будь то драматический спектакль, опера или балет. В Европе, США и Японии этот вопрос не стоит уже давно.
Мерс Каннингем и специальные программы
Ещё в 1989 году Мерс Каннингем - американский танцор и хореограф - для постановки своих спектаклей использовал компьютерную программу LifeForms. С её помощью он расширял границы творческого процесса и бросал вызов человеческой природе. Она позволяла ему бесчисленное количество раз экспериментировать с рисунком танца, не изматывая живых перфомеров. Программа предлагала исследовать в 3D движения тел, без привязки к хореографическому опыту танцоров или координации.
Каннингем - последователь ломаного абстрактного танца. Не удивительно, что его постановки шокировали зрителя сложной ритмикой и «пиксельной пластикой». Актёр стал не просто живым человеком со своим набором биологических и демографических характеристик, но сложно организованной системой, одной из частей которой и стало цифровое отображение.
Создатель программы LifeForms - Текла Шипхорст - пожертвовала своей карьерой в программном обеспечении, чтобы бросить все силы на танцы. Она объединила две своих способности, поэтому её программа предлагает только те варианты, которые могут быть осуществлены анатомически. И то, если танцор сможет откинуть свой опыт и свои знания. В последствии она усовершенствовала своё «детище», создав DanceForms. С помощью этих программ были поставлены спектакли Каннингема Hand-Drawn Spaces и Loops.
В 1999 году он показал балет BIPED, состоявший из двух частей: живое исполнение хореографической партитуры танцовщиками и видеопроекция. Последняя варьировалась от абстрактных фигур до анимированных видео с рисованными танцовщицами. Для создания анимации на трёх исполнительниц навешивали сенсоры, которые фиксировали камеры, расставленные по периметру студии. Все движения переводились в 3D модели человеческих силуэтов, изображённых карандашными штрихами, а затем выводились на сцену, где с ними взаимодействовали живые перфомеры.
Merce Cunningham Dance Company at BAM: BIPED
Работа со звуком
Мерс Каннингем любил экспериментировать с танцем, но совершенно поверхностно относился к музыке, которая в его постановках всегда была лишь фоном. Прима балета Сан-Франциско Мюриел Маффре и инженер Кен Голдберг пошли от обратного. Их импровизационный проект Ballet Mori, поставленный в честь 100-летия землетрясения в Сан-Франциско, основан на импровизационном танце под сейсмические колебания. Специальная акустическая установка получала данные с сейсмографа в режиме реального времени и с помощью интернета транслировала звук в зал.
Ballet Mori
Особые системы
В 2014 году инженер Тайрик Абдел-Гавад создал робота, который, считывая человеческие движения, синхронизируется с ними и может снимать всё одной камерой с разных ракурсов.
В 2016 году Национальный балет Нидерландов впервые в мировой практике представил VR балет Night Fall. Представление длится 6 минут, его легко можно найти на YouTube и, используя специальные очки, оказаться прямо на сцене среди балерин.
NIGHT FALL - First Virtual Reality Ballet in the World (360°)
Использование света
С недавних пор театральные режиссёры стали прибегать к помощи дизайнеров по свету. Это те специалисты, которые могут превратить последний в полноценного участника представления. Благодаря технологии LED, свет может обладать собственным интеллектом и решать некоторые проблемы, например самостоятельно меняться, подстраиваясь под видеопроекцию или движения актёров.
Так театр русского балета Talarium et Lux ( «Балет и свет») под управлением Михаила Лавровского использует мультимедийный контент как полноценное пространство для развития драматургических линий.
"TALARIUM ET LUX". "SWAN LAKE" 3D
Видеопроекции
Французская танцевальная компания Adrien M & Claire B, созданная Адриеном Мондо и Клэр Бардэн, использует в спектаклях цифровые технологии и видеопроекцию, как основные средства выразительности. Так в постановке Pixel одиннадцать танцоров взаимодействуют с видео, проецирующимся на пол, задник и прозрачный суперзанавес на авансцене. Проекцией выступает пиксельная графика, мимикрирующая под природные явления (например, дождь), а иногда просто абстрактна. Генерируется и анимируется графика в режиме реального времени, взаимодействуя с перфомерами: она меняется в зависимости от их движения или, наоборот, мотивирует их двигаться.
Performance of Pixel by Mourad Merzouki, Claire Bardainne & Adrien Mondot | WIRED
Сюда же относится и проект японского медиахудожника и программиста Дайто Манабе Cube, поставленный совместно с танцевальной компанией Elevenplay под руководством хореографа Микико Мизуно. На сцене расположены пять светящихся кубов, рядом с каждым стоит перфомер. Пока танцоры исполняют довольно простые хореографические движения, кубы светятся разными гранями. Затем всё пространство, вместе с кубами и танцорами, заливается видеопроекцией. Elevenplay известна не только в Японии, но и далеко за её пределами как раз по работе с технологиями. В одной из своих постановок они использовали не только онлайн видеопроекцию, но и светящихся дронов.
ELEVENPLAY x RZM "cube" (2013)
Американский хореограф Триша Браун в 1970 году представила проект Walking on the Wall. Танец начинается с того, что единственный танцор - мужчина на прикреплённых тросах - становится на отвесную стену и начинает идти параллельно земле. Видеопроекции, которые задействованы в этой постановке, создают эффект смещённой физики и дезориентируют зрителя в восприятии. Уже в 2008 году его пересобрали и назвали Man Waling Down the Side of a Building. А в некоторых его версиях в представлении участвуют несколько человек.
Ещё один проект с использованием видеомэппинга в режиме реального времени Sleeping Beauty Dreams прошёл на Новой сцене Мариинского театра. Над созданием этого проекта работал известный дизайнер Тобиас Греммлер, на счету которого работа с Bjork.
Подберем мероприятие для вас