Кабуки: от буддистских танцев до корпорации
Зарождение кабуки
Кабуки — национальный театр Японии — зародился достаточно давно, ещё в начале XVII века. Хотя его появление изначально было связано с выступлениями на благо храмов, он быстро превратился в народный. Не без помощи частных меценатов.
Кабуки долгое время был синонимом оригинальности, красочности и нескромности. Танцовщиков кабуки можно было увидеть издалека: их отличали волосы, собранные не по традиционным японским канонам, заморские кресты на шее и особый стиль походки. «Модерн» в его прямом понимании.
Положила начало этому виду театра храмовая танцовщица Окуни. Сначала это были просто танцы, самым популярным из которых был нэмбуцу-одори — молитвенная буддистская пляска.
Впоследствии она разнообразила свой репертуар танцами Яякко-одори и Охараги-одори. Для разнообразия, Окуни периодически переодевалась в мужчину и разыгрывала какие-нибудь сцены прямо во время танца.
Женщины в театре
Первые представления кабуки исполнялись женщинами. По сути, первые движения в этом направлении стали глотком свободы для них, ведь они в эпоху средневековья были лишены любых человеческих прав.
Но всё хорошее быстро заканчивается. Дамы лёгкого поведения взяли на вооружение театральные представления трупп кабуки и стали заманивать клиентов в том же духе. Власти не стали мириться с таким положением дел и довольно быстро запретили женщинам участие в кабуки.
Этот запрет дал мощный толчок юношескому кабуки. Во время расцвета женского, он находился в тени, но затем развернулся на полную. Он практически ничем не отличался от женского кабуки: молодые юноши вполне себе сходили за женщин в кимоно и с макияжем. И это тоже пришлось не по нраву представителям власти, поэтому юношеский кабуки также был запрещён.
Гонения продолжились и во время существования мужского кабуки. Но силами народа он вернулся на театральные подмостки. Именно такое рвение сделало его настоящим народным театром и позволило дожить до наших дней. Из-за того, что в пьесах всегда делался акцент на чувствительность, театр постоянно подвергался нападкам, но это лишь укрепляло его.
Расцвет народного театра
В период Гэнроку начался масштабный расцвет кабуки. Привилегированные классы теряли власть, на их место приходили средние слои горожан, поддерживая то искусство, которое нравилось им.
В этот же период был создан и манифест независимости драматургов. Теперь пьесы не могли создаваться и меняться актёрами. Они приобрели статус полноценного литературного произведения и оставались статичными.
Появились пьесы о самоубийстве несчастных влюблённых. Японских Ромео и Джульетт восхвалял Тикамацу. Будучи выходцем из самурайской семьи, он романтизировал их печальными, но красивыми стихами, что значительно повлияло и на жизненные ситуации. Самоубийство молодёжи стало настоящей социальной проблемой.
Меняться начало и само актёрское искусство. В театрах Кёто наметился переход от излишней наигранности к реалистическому поведению. Одним из знаменитых актёров, перешедшим на этот стиль игры, стал Саката Тодзюро. У него было достаточно противников среди коллег, у которых он буквально «отбирал» внимание зрителя, а вот критикам он пришёлся по вкусу.
Совсем другое развитие шло в Эдо, который слыл городом самураев. Важным артистом там был Итикава Дандзюро. Ему принадлежит зарождение стиля актёрской игры арагото — героико-романтический, формалистский стиль.
Это было то самое время, когда театр кабуки разделился на две ветки и стал развиваться сразу в двух направлениях. Образовались школа Камигата (по версии Кёто и Осаки) и школа Эдо.
Тем не менее школа Камигата так и не превратилась в театр реалистичных драм. Люди, которые платили свои кровные за представления, хотели видеть шоу, как в «весёлых кварталах», а не размышлять над серьёзными постановками.
Упадок и проблемы кабуки
За расцветом неминуемо приходит упадок, так случилось и с театром кабуки. Смена власти, недовольство народа новым правителем и его законами вылилось в бунты, закрытие многих театров, пересмотр социальных ситуаций. Самоубийство влюблённых перестало быть в моде, подвергаясь мыслимым и немыслимым наказаниям и порицаниям.
Театр пришёл в упадок, к актёрам относились, как к низшим слоям. Актёры, которые наследовали ремесло от отца к сыну, попадали буквально в рабскую зависимость от владельцев театров. Кабуки постепенно переходил от жизенно-бытовых сцен к мистическо-фантастическим пьесам.
Развитие кукольного театра нингё дзёрури знатно конкурировал с кабуки, вымещая его со сцены. Однако, это лишь дало новый толчок к развитию. К тому же, у кукольного театра было чему поучиться. Используя его, кабуки обогатился новыми темами для пьес и новыми решениями в оформлении сцен.
Самым распространённым инструментом в этот период стал сямисэн. Повальное увлечение музыкой привнесло в театр кабуки новшество — обстановочные танцевальные пьесы. Кстати, в самом танце должны были участвовать оннагата — исполнители женских ролей. Но Накамура Накадзо нарушил этот принцип, превратив грабителя в опустившегося и возмущённого властью роннина (самурая, оставшегося без господина). Он был единственным, кто решился двигаться в этом направлении. Последователей у него не было.
Феодализм сгущает тучи
Тяжесть феодализма в конце XVIII века привела к совсем другому направлению в пьесах кабуки. В Эдо вернулись к реалистичной драматургии Камигата. Только самоубийства влюблённых сменились семейными драмами. Верная жена решает помочь карьере мужа и уходит от него, говоря, что не любит. Муж в страстях убивает супругу. Общественные вкусы сместились в сторону убийств. Но сами пьесы отошли от развлекательного характера, показывая социальную несправедливость, отказ от жизненных целей, отчаяние.
Такая направленность не могла не подорвать идеалы, так долго преследовавшиеся актёрами Эдо. Столкновение Эдо и Кёто с Осакой оказалось не только в искусстве, но и во власти и экономике. Это повлекло определённые последствия: пьесы стали ругательными, а за пределами театра царили шантаж и вымогательство.
Так в пьесе «Токайдо ёцуя-кайдан» Цуруя Намбоку показал жизнь роннина, который зарабатывает на жизнь ремонтом зонтиков. Но он хотел беззаботной жизни, которую ему в условиях феодализма могла дать лишь тропа зла. На которую он и ступил.
Реформы, которые проводил сёгун только всё больше погружали общество в упадок и хаос. Здание театра кабуки было решено уничтожить, а представления запретить. Но один из чиновников мудро перенёс театр на окраину города.
В это тяжёлое для общества и культуры время театральные постановки не отличались ни высокими темами, ни особыми техниками. Кабуки всё чаще становился зеркалом народа, пытающегося выжить в смутные времена. Особой популярностью пользовались пьесы Кавата-кэ Мокуами.
Зрителей пытались поразить особой эдоской драматургией, которая всё больше включала в себя разные трюки и неожиданные повороты. Цель представлений — найти истину даже в упадке. Так, например, в пьесе «Сакура Сого» разворачивается крестьянский бунт. Постановка стала результатом поиска свежих веяний, ведь раньше кабуки не отражал деревенскую жизнь.
Также Мокуами тесно сотрудничал с актёром кабуки Итикавой Кодандзи. В их совместном творчестве они обращались к бандитам и романтикам с большой дороги, подчёркивая особую красоту зла. Таким образом, в «Кодзару Ситиносукэ» насилуют женщин, в «Мураи Тёан» садист убивает своих близких, а в «Икакэмацу» отразилась безысходность будущего.
Веяния эпохи Мэйдзи
После свержения старого правительства и наступление эпохи реформ Мэйдзи театр кабуки не сильно изменился, хотя за актёрами признали социальные права. В театре ставили обычные бытовые драмы, которые никак не могли конкурировать с доведённым до совершенства методом Мокуами и его психологическими вариациями. Писатели и актёры мало понимали в то время проблемы и движения масс, потому что кардинальные перемены в стране делались не руками народа.
Через какое-то время в театре стали пользоваться спросом «пьесы живой истории», в основном, благодаря чиновникам, побывавшим в Европе. Актёр Дандзюро Десятый представлял на сцене тщательно проработанные древние церемонии и играл исключительно утончённо. Народный театр, каким всегда был кабуки, стал переходить в театр для высших классов. Простым людям не нужны были утончённость и история, они хотели весёлых танцев.
Роковой XX век
Большой удар по кабуки нанесли и войны: японо-китайская и русско-японская. Вокруг этих событий было столько ажиотажа, что тут же вылилось в искусстве: начиная с газетных статей, заканчивая театром.
Пьесы для кабуки стали поступать не только от Мокуами и Каватакэ, но и от других литераторов, которые до этого никак не были связаны с театром. Мэйдзинская версия театра кабуки окончательно исчезла в первое десятилетие XX века. Во всю развернулась борьба между Литературным обществом и Свободным театром.
Постепенно кабуки стал терять свой привычный облик: появились новые актёрские приёмы, которые разбавляли традиции старой школы. Более того, появилась компания «Сётику», которая прибрала к рукам все токийские театры. Кабуки перестал быть народным театром, окончательно став коммерческим.
Япония, долгое время пребывавшая в изоляции от остального мира, открыла для себя много нового, в том числе и в искусстве. XX век для театра кабуки стал роковым, постоянно приходилось бороться с европейскими видами театра: оперетта, массовый театр, кино и т. д. Всё это отодвинуло его на второй план, оставив ему небольшую нишу среди других видов традиционного театра: ноо, бунраку и других.
Подберем мероприятие для вас