Театр начинается с вешалки?
Известная фраза стала крылатой, её передают из уст в уста (привет фольклору). Вешалка уже не отделима от образа театра. Но откуда же она взялась? И говорили ли о ней на самом деле?
1. Кто сказал?
Считается, что фразу эту впервые сказал сам Константин Станиславский - известный советский режиссёр. Однако ни в документах вешалка не фигурирует, ни очевидцы не помнят, чтобы он о ней говорил.
Но фраза могла родиться из его письма гардеробщикам МХАТа, где он отмечал: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей...»
Так может начинаться театр должен всё-таки не с неё?
2. Смысл и значение фразы
Первое, что приходит в голову - Станиславский имел ввиду только благодарность работникам гардероба и не более. Никаких сакральных значений он в неё не вкладывал.
Однако, как это часто бывает в народе, какой-нибудь шутник добавил слово «вешалка» и понеслась цитата в народ, обрастая новыми смыслами.
Так, если порыскать на просторах интернета, можно наткнуться на совсем уж дивные интерпретации:
- гардеробщики задают тон и настроение всем приходящим в «храм искусств»
- в гардеробе могут работать артисты, поэтому театральное действо в буквальном смысле будет начинаться уже у вешалки
- в театре важна каждая мелочь: даже лепнина на потолке - важная часть театра, а уж гардероб-то и подавно
- зритель уже на входе должен осознавать, что он попадает в мир искусства и возвышенности
- работники гардероба - люди преданные, горячие поклонники совего дела и опора всего театрального «цеха»
- без вешалки в театр путь заказан, ведь нельзя сидеть на представлении в верхней одежде
3. Театр начинается с вешалки, а заканчивается?
Можно много рефлексировать на тему того, чем же заканчивается театр. Есть много шутливых версий, например «очередью в гардероб». И в ней очень большая доля истины.
Есть варианты и с буфетом, но это уже как посмотреть: кто-то любит его посетить до спектакля, кто-то в антракте. А может здесь ещё скрытый подтекст: плохой театральный буфет не спасёт даже отлично работающий гардероб и оперная дива с мировым именем.
Но, хочется верить, что очередь - не единственное, что поджидает зрителя после спектакля: это всё-таки и заданное настроение, и впечатления, и даже размышления на те или иные темы. А ещё, конечно, театр будет заканчиваться безумно романтичными ночными поездками и прогулками домой.
Подберем мероприятие для вас