Смольный собор: история, архитектура
Жизнь царских особ всегда окутана тайнами и легендами. Им приписывают романы с видными деятелями эпохи, внебрачных детей, тайные и явные убийства. Согласно одной из таких легенд дочь Петра I Елизавета к старости решила раскаяться в своих грехах и уйти в монастырь, посвятив свою жизнь служению Богу. Но жить в одном из тех скитов, что уже существовали, она не захотела. По приказу императрицы был выбран участок на левом берегу Невы. Здесь ранее размещалось село Спасское, находившееся под управлением Великого Новгорода.
Выбор места под строительство
Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море. В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм. Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.
Первоначальные планы
Монастырь был запланирован не совсем обычный для того времени. В послушницы принимали только девиц благородного происхождения. Возделыванием огорода, приготовлением пищи, уборкой двора должна была заниматься прислуга. Для каждой из ста двадцати девиц строились отдельные апартаменты с жилыми комнатами и помещениями для приема гостей. Для Елизаветы выделен отдельный дом со всем необходимым. Елизавета не стала продолжать традицию, заложенную Петром I, и решила вернуться к истокам строительства православных храмов. За основу был взят Успенский Собор в Москве, а глав на основной церкви планировалось пять. Для воплощения грандиозного замысла и строительства в Россию в 1748 году приглашен Франческо Бартоломео Растрелли, снискавший к тому времени славу в Европе. Архитектор представил императрице свой проект Смольного собора. Весь комплекс имел форму креста. В центре — храм, вмещающий до 6000 желающих помолиться. Стороны креста были жилыми корпусами для послушниц.
Архитектура собора
Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами. В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров. Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.
Планы императрицы меняются
Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется. На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась. Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов. По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.
Перемены XX века
Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира. Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации. В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.
Подберем мероприятие для вас