Шведский театр прекрасной эпохи
Начало XX века оказалось плодотворным в истории искусств не только России, но и других стран, Швеции в том числе.
В шведской драматургии в это время особенно ярко выделялись Август Стриндберг, Пер Лагерквист и Ямал Бергман. Передовые европейские мысли в режиссуре выражали Пер Линдберг и Улуф Муландер. Всё отразилось и на самобытной актёрской игре, которая установилась в этот период. Среди именитых актёров были такие имена, как Йоста Экман, Инга Тидблад, Ларс Хансон, Мэрта Экстрем.
Театр в Швеции развивался в двух направлениях - коммерческом и демократическом. В коммерческом искусстве на первом плане стоял «кассовый» репертуар. В его основе - развлекательные спектакли с дорогими декорациями, участие в которых принимали знаменитости. Таких театров к началу 20-х годов насчитывалось около двадцати. Во многом этому поспособствовал антрепренёр Альберт Ранфт. Он создал настоящий театральный конгломерат, объединив в своей «империи» сразу три крупные площадки Стокгольма - Шведский театр, Оскар-театр, Васа-театр. Отличное знание своего дела, чутьё и гибкость художественных позиций позволили Ранфту конкурировать с очень известными коллективами, в том числе и национальными.
Большой приток людей в города привёл к увеличению и посетителей театров. Это дало толчок к его демократизации. Экспериментаторы и «народники» вовсю пользовались случаем и отражали все витающие в Европе идеи на театральных подмостках. Под лозунгом «театр - народу» журналиста Вальтера Стенстрёма возникло новое театральное общество «Сцена», во главе с режиссёром Виктором Шестрёмом. «Сцена» действительно делала всё, чтобы народ не забывал про театр: они ввели абонементы, снижали цены на постановки, разворачивали сцены под открытым небом.
Народный театр, тем не менее, существовал не только в столице. Массовое распространение коснулось и провинций. Поэтому уже в 20-е годы культурными очагами Швеции стали Мальмё, Лунд и Хельсинборг. В этих городах особенно популярными стали постановки драматических и музыкальных спектаклей, организованные профессионалами и любителями. Кроме того, значительно увеличилось и количество учебных заведений, выпускники которых формировались в новые театральные труппы.
Театр в Стокгольме
В Стокгольме самыми известными стали государственные театры - Шведская королевская опера и Королевский драмтеатр - Драматен. Конкуренцию им составляли «империя» Ранфта и экспериментальные театры. Срок последних, несмотря на все усилия и энтузиазм, был краток. Всего три года существовал Интимный театр Августа Стриндберга и Августа Фалька. Эстетикой театра стала малая драматургическая форма, в которой предпочтение отдавалось психологии и философии. Малое расстояние между зрителями и актёрами, естественность мизансцен и многие другие наработки были переняты и другими труппами. Однако, те формы и идеи, которые предлагали интимные театры, нашли отклик только после Второй мировой войны, когда люди могли действительно сопереживать происходящему на сцене и анализировать метафоричность. В начале XX века это было преждевременно и спросом пользовалось мало.
Провинциальный бум
Провинциальные театры не только предоставляли площадки под гастроли Ранфта, но и создавали свои, которые прославлялись не хуже столичных. Так в Гётерборге особо выделился Лоренсбергский театр. В начале XX века он был самым современным в стране.
Театры в других провинциях может и приобрели бы славу, но скудная обитель часто не позволяла это сделать. Театр в Мальмё, например, вообще находился в здании ипподрома. Но, даже не смотря на это, пользовались они огромным спросом. При них устраивались детские студии, поэтому порой в спектаклях играли ученики, дублирующие основных актёров.
Плохое финансирование театров в 1910-40-х годах убило не одну идею. Большей частью, все они зависели от посещаемости. Чтобы увеличить последнюю, режиссёры прибегали к пьесам молодых современных европейских драматургов. Если обратиться к «Театральным рецензиям» А. Байера, то можно узнать, что из 116 постановок только 26 были поставлены по пьесам шведов. И восемь из них - Стриндберга. Это, на самом деле, странное явление, потому что Швеция изрядно гордилась своими национальными традициями.
Феномен Стриндберга
Пьесы Стриндберга стали основой для театральных постановок, хотя до этого спросом они не пользовались. Их считали слишком серьёзными, разговорными и несценичными. После смерти драматурга решено было объявить «неделю Стриндберга», но в народе эта идея совсем не прижилась. Вероятно, что такое зрительское отношение к его драматургии зависело и от интерпретаций: его импрессионистски-символистские пьесы часто ставились в традиционно-натуралистической манере. Спектакли выходили скучными и вялыми, даже не смотря на участие «звёздных» актёров.
Те деятели, которые стремились следовать стриндберговской манере, бросались в крайности. Так, актёры на сцене становились похожими на злодеев из опер, а актрисы превращались в «извивающихся рептилий с длинными когтями». Такой стиль разошёлся по Европе, где его ещё более усовершенствовали, особенно в Германии. Принципиальное непонимание творчества Стриндберга привело к упрощению драматизма одиночества, которое его герои скрывают под агрессией. Вообще, обществу были малоприятны его рассуждения на «неприличные» и болезненные темы эпохи, поэтому его именовали не иначе, как «женоненавистником», «психопатом» и «декадентом».
Единственный режиссёр начала XX века, который ставил Стриндберга в соответствии с его идеями - Макс Рейнхардт. Главные роли играл Пауль Вегенер. Спектакли не были перегружены натуралистическими декорациями, трепещущее освещение и прожектор придавали постановке иррационально-мистический вид. Этот подход положил начало национальной шведской режиссуре. Преемником Рейнхардта стал Густав Колийн, именно он открыл нового драматурга - Пера Лагерквиста. Освещение продолжало играть определяющую роль в экспериментальных Интимных театрах.
Подход Линдберга
Пер Линдберг пошёл по другому пути. Его постановки «Гамлета» и «Короля Лира» были окрашены в красные тона, чтобы усилить впечатление от трагедий, а вот «Ромео и Джульетта», наоборот, приобрела нежные, светлые и лёгкие черты. Позднее, Линдберг переехал из Гётеборга в столицу. Здесь он руководил экспериментальной студией, а с 1927 по 1930 год работал в Драматене. Линдберг всегда старался сочетать классический репертуар с современным, как отечественным, так и зарубежным. Несмотря на обвинения в формалистском подходе, сам Линдберг не считал форму - истиной в последней инстанции. А позднее и вовсе стал задаваться вопросами режиссуры. Он считал, что образное режиссёрское мышление решает всё, потому что качество постановки зависит не только от пьесы и актёркой игры, но и от того, как это всё друг с другом совмещается.
Подберем мероприятие для вас