Постдраматический театр: концепт тревожности и хаоса
Что такое «постдраматический театр»? Это не совсем направление, это скорее указка на время, на ту ситуацию, которая сложилась в театральном искусстве после 60-х годов. В XXI веке он просто стал мейнстримом. Постдраматический театр - это сумма эстетик, которая успела появиться. А ещё и показатель того, что драматический театр умер, теперь он может развиваться только медленно сменяя парадигму существования крупных театральных институтов. Сюда входят и зрительское мнение, и зрительский модус, и форматы театральной критики.
Постдраматический театр
В 1999 году Ханс-Тис Леман написал трактат, который до сих пор имеет небывалый вес в теории театра - «Постдраматический театр». Спустя 10 лет он предстал с новым докладом, отметив главную тенденцию развития - уход от индивидуальной работы в сторону коллаборации. Режиссёры и художники стали чаще взаимодействовать друг с другом, объединяться в коллективы.
Одна из причин такого изменения - сложные технологии современного театра. Одному человеку теперь гораздо сложнее справиться со всем. Среди таких объединений She She Pop, Gob Squad, Rimini Protokoll. К ним же можно отнести и появившиеся независимые компании, такие как Hotel Pro Forma, Back to Back Theatre. Ricci/Forte, 1927, Hotel Modern и другие.
Вторая отмеченная Леманом тенденция - реполитизация современного театра. Ещё в 80-х годах режиссёры слишком увлеклись визуальной драматургией, новыми медиа, цифровыми технологиями и экспериментами с театральным языком. Всё это привело к отрыву от общества. Постдраматический театр практически не обращался к политике. Однако, в начале нулевых, она стала понемногу возвращать свои права на диалог со зрителем. Российский театр начал работать с теми методами и идеями, которые уже давно были опробованы в Европе, только сейчас.
Третья, и немаловажная тенденция, - танцевальные и хореографические практики. Пина Бауш, Уильям Форсайт, Мег Стюарт, Констанца Макрас используют contemporary dance для так называемого танцтеатра. Режиссёры всё чаще стали обращаться к хореографии для мизансцен нетанцевальных спектаклей. Здесь сразу вспоминаются работы Роберта Уилсона, Кристофа Марталера, Яна Фабра, Михаэля Тальхаймера, Яна Лауэрса. Кстати, танец тоже начал развиваться вовнутрь, грубо говоря, танцевать о себе самом.
И последняя отмеченная Леманом тенденция - реактуализация слова. Здесь речь о драматической литературе, текстах и нарративе. Режиссёры стали чаще обращаться к романам, эпическим текстам, историческим работам, практически оставив пьесы за бортом. За годы развития театр научился рассказывать истории, не прибегая к драмреализму.
Время перемен
Сам драматический театр - это, на самом деле, тоже лишь указка на время и место: он существовал в XVIII - XIX в Европе. Потому как, например, в Азии в это время театр основывался на других формах выразительности - пении, танцах и ритуалах.
Драматический театр очень жёстко завязан на литературный источник, он буквально «надстройка» над ним. Стандартная иерархическая модель производства спектакля, где в основе - текст, с которым работает режиссёр (он может оставаться в рамках исторического контекста, а может использовать актуализацию).
В 60-х годах происходит перфомативный переворот. Практики и теоретики взглянули в сторону действия, которое важно само по себе, даже если изначально не наделяется никаким значением. Так, перфомансы в 70-х годах нельзя было анализировать через призму традиционных эстетических теорий, которые подразумевают заложенный в действие смысл. Современные постановки можно и нужно интерпретировать, но всегда понимать, что они всё равно выходят за рамки любых интерпретаций. Тем более, что в голове у каждого зрителя будут свои мысли по этому поводу.
Литература также часто подстраивается под театр: появляются специальные «тексты для сцены», в которых перфомативно всё: сюжет, герои, конфликты. К таким произведениям можно отнести работы Сары Кейн, Хайнера Мюллера, Эльфриды Елинек, Мартина Кримпа, Ринальда Гётца.
Все эти изменения привели к тому, что ключевыми отличиями современного постдраматического театра стали выворачивание наружу внутренних механизмов работы, сдвиг от актёрской игры к исполнению, проблематизация базовой структуры субъективности, показ спектаклей вне стен театров, насилие над телами перфомеров прямо по ходу развития спектакля.
Вместе с театром изменилась и работа актёра. Если в драматическом варианте он был ключевой фигурой, которая должна была заряжать зал своей харизмой, удерживать внимание, то в постдраматическом он становится просто исполнителем с широким кругом задач: от пения до акробатики. Теперь ему нужно не проживать текст, а выполнять задачи, поставленные режиссёром. Грубо говоря, актёр начинает выполнять те же функциональные роли, что и свет, музыка, сценография.
Так как театр всё же уходит от текста, то исчезает и простой понятный нарратив, цепочка сюжета, за которую можно зацепиться. Это важный момент развития - зрителя ставят на одну ступень с создателями. Ведь, по сути, повествование - это жёсткая доминанта, навязывание определённых сюжетных рамок. Постдрама позволяет зрителю спокойно блуждать по пространству спектакля. Не все готовы к этой свободе. К тому же, большинство перфомансов направлены не на рациональное восприятие, а не эмоциональное, чувственное. Примером этого может служить любой спектакль Ромео Кастеллуччи, где зрители испытывают неосознанную тревогу или вообще нечеловеческий ужас. Безусловно, есть немало режиссёров, которые не отходят от нарратива, сохраняя повествование: это и Гжегож Яшин, и Кшиштоф Варликовский, и Робер Лепаж.
Возникает логичный вопрос: если нет сюжета, то что вместо него? И здесь на смену приходят коллажность, фрагментарность, а иногда на сцене абсолютно не поддающееся описанию действо, обретающее черты самостоятельности, как визуальный театр, или театр жестов.
Несмотря на то, что эпоха «постдрамы» уже закончилась, многие режиссёры продолжают использовать те же методы в своих работах, что появились ещё в 70-х. Некоторые любят использовать гротескность (при бытоподобной сценографии, например).
Как уже говорилось выше, постдраматический театр взывает прежде всего к эмоциям и чувствам. Но это не те «голливудские» шаблоны и стандарты, к которым мы привыкли - боль, радость, узнавание, сопереживание. Здесь скорее зритель будет ощущать «странность». И вот это ощущение - ключевое. Оно формируется на неадаптированности к культуре, которая веками выстраивалась на тексте.
Виды постдраматического театра
Театр постдраматический - это не цельное понятие. Термин складывается из нескольких видов спектаклей:
Site-specific - проводятся на нетеатральных площадках, а значит учитывают особенности территории, будь то библиотеки, галереи, супермаркеты, церкви, парковки и т. д.
Променад-театр - также, как и site-specific, базируется на нетеатральных подмостках. Важная часть - зрители обязательно должны проходить значительные расстояния.
Физический театр - главное средство выразительности - тело актёра. Сюда же обычно входит и пластический театр, который стоит бок о бок с танцтеатром. Танцтеатр - это такой синтетический жанр, который появился на стыке современного театра и современного танца. Танец прекращает быть абстракцией и возвращает себе функцию балета - рассказывание истории, только уже с активным использованием света, костюмов, декораций.
Медиатеатр - спектакли, которые родились из цифрового перфоманса. В этом типе новые медиа определяют эстетику и поэтику всего действа.
Музыкальный театр - в постдраматическом варианте строится на оперной режиссуре. Получается такой «постоперный инструментальный театр».
Документальный театр - прямое возвращение к тексту. Обычно довольно аскетичный в визуальном плане. Главная характеристика - трансмиссия реальности: то есть не простое изображение или копирование, а прямая передача определённых дат, имён, событий.
Визуальный театр - основное средство - визуальная драматургия. Обычно спектакли строятся на фрагментарном повествовании, главное в котором - эффектность и оригинальность образов, картин. Здесь нет метафор, предметы и фигуры ценны сами по себе. Они формируются особым напряжением, возникающим из контекста. На первый взгляд, такой театр может показаться хаосом из всполохов ассоциаций, фактур и света.
Иммерсивный театр - удовлетворяет желание зрителя «попасть внутрь». Обычно проходят в каких-нибудь особняках и в других сложных и многоуровневых пространствах. Этот тип можно отнести к постдраме из-за складывающейся модели отношений с аудиторией, фрагментарного нарратива и визуальности.
Современный театр - это не стабильное явление, а динамически развивающееся искусство. Оно заявляет, что спектакль - это не выражение формы, а создание определённой ситуации, которая формирует отношения между зрителями и перфомером. Вся история современного театра - это попытка понять и осознать представление, как независимое художественное произведение, а также понять режиссёра как автора.
Подберем мероприятие для вас