Модерн в опере XX века
К началу XX века западноевропейское искусство сильно изменилось. Виной тому стали утрата иллюзий по поводу капиталистического общества, бездуховность реальной жизни, превращение «среднего» человека в помощника машины и, конечно же, колониальные войны. Новые художественные течения оказались очень далеки от реализма и прогрессивного романтизма. Хотя, модернизм – это, прежде всего, полемика с классическим искусством. Всё это коснулось и оперы.
Морис Равель (1875 – 1937)
Первые серьёзные изменения в опере начались именно с француза Равеля. Сюжет его оперы «Испанский час» (1911) вполне остаётся в рамках традиций: молодая жена старого часовщика флиртует с богатыми поклонниками, но по итогу предпочитает им погонщика мулов. Кокетливая и изящная музыка ещё не претерпевает серьёзных перемен. Но обильное использование перезвона курантов, тиканье часов и других звуков добавляет ей новых красок.
Другая его работа – опера-балет «Дитя и чары» (1925) – строится через призму детского восприятия. По сюжету шестилетний ребёнок, наказанный за баловство, засыпает и погружается в фантастичный мир, где животные и предметы ведут себя как люди. Сознание ребёнка переворачивается, и он начинает по-другому смотреть на своё поведение. В этот раз музыка, несмотря на то, что следует традициям французской оперной школы, приобретает нотки сказочности.
Альбан Берг (1885 – 1935)
Австрийский композитор стремился к совсем другому типу оперы. Так его «Воццек» (1925) по пьесе Георга Бюхнера явно наследует идеи экспрессионизма: предельное внутренне напряжение из-за страха перед жизнью. Герой оперы – Воццек – забитый, превратившийся в полуидиота солдат. Он крайне скуп в любых жизненных радостях, но любовь ему подвластна. Поэтому когда жена изменяет ему, он убивает её и гибнет сам. Тема эта не нова, но впервые она подана не напрямую, а через сознание главного героя, временами примитивное, временами затуманенное. К тому же, музыка идёт как бы всплесками, вскриками, речитатив разорванный, всхлипывающий. Сила воздействия такого произведения высока.
Безусловно, это опера об издержках милитаризма, об общественном неравенстве, вот только в ней нет ни светлого начала, ни выхода из тупика. Бергу явно были не по нутру противоречия времени, приход фашизма. После становления власти последнего, «Воццека» запретили.
Рихард Штраус (1864 – 1949)
Две оперы немецкого композитора – «Саломея» и «Кавалер роз» - стали яркими символами развития новой оперы.
«Саломея» (1905) рассказывает библейскую легенду о времени правления Ирода. За постоянные кутежи и оргии они подвергаются проклятиям со стороны заточённого в темницу пророка. Саломея, падчерица Ирода, не добивается любви заключённого и требует его смерти. Ирод приказывает убить и пророка, и девушку. Картина тотального распада любых человеческих чувств жестока. Исступлённая музыка с резкими, изломанными интонациями предельно напряжённа. Она явно встраивает оперу в ряды декадентского искусства, которое как раз набрало силу в начале XX века.
«Кавалер роз» (1911), наоборот, сияет радостью и красотой. В нём очень сильны отсылки к австрийской народной музыке, к творчеству Моцарта. Сюжет прост и незатейлив: юный Октавиан должен вручить серебряную розу прекрасной Софи от имени барона Лерхенау. Но молодые люди влюбляются и делают всё, чтобы избавиться от глупого жениха. Эта опера стала апофеозом могущества оперной классики.
Курт Вейль (1900 – 1950)
Гротеск стал главным средством художественной изобразительности в XX веке. Все западные композиторы обратили взгляды на творчество Бертольда Брехта. Так, опера Вейля «Махагони» (1927) о «капиталистическом рае» стала ярким примером оксюморона: симфонические эпизоды со сложным музыкальным языком переплетаются с эстрадными мелодиями, близкая старинной церковной музыка с темпом и ритмом саундтреков американских боевиков.
Премьера оперы в Лейпциге стала ещё тем «чёрным пиаром»: рукопашные схватки, полиция и угрозы нацистов сжечь театр. А в целом, оперы Вейля на драмы Брехта всегда сравнивали с фильмами Чарли Чаплина: они доносили очень глубокие идеи в популярной форме.
Ханс Вернер Хенце (1926 – 2012)
Оперой, которая принесла немецкому композитору мировую славу, стала «Молодой лорд» (1965). Сюжет её неожидан. Нелюдимый английский лорд со своим племянником приезжает в немецкий город. Его подопечный тут же всех очаровывает и начинает разбивать сердца, как вдруг выясняется, что «племянник» - дрессированная обезьяна. Чтобы выразить весь абсурд ситуации композитор использует фантастические, гротескные интонации в музыке, которые подчёркивают нескончаемость подобных возможностей в опере.
Джордж Гершвин (1898 – 1937)
Середина 30-х годов стала настоящим прорывом: американский композитор Джордж Гершвин написал оперу «Порги и Бесс» (1935), которая строится на музыке афроамериканцев. Опера пронизана гуманизмом и симпатиями автора к людям тяжёлой судьбы, но так горячо и отчаянно любящих. Нищий калека Порги благороден в своей любви к легкомысленной Бесс. Последняя безумно далека от любых притязаний на нравственность, но при этом и она умеет искренне любить.
Музыка строится на негритянском песенном фольклоре, который безумно разнообразен. Так, спиричуэлс глубже раскрыли мечты и надежды бедняков, отвергнутых обществом. При этом трогательность музыки ни разу не переходит в сентиментальность. Гершвин, безусловно, жалеет этих людей, но он их также и уважает.
«Порги и Бесс» по сюжетной линии – классическая опера: в центре любовная драма и высокий эмоциональный накал. Но выразительные средства стали революционными: в музыке передаётся мгновенная смена настроений, чувств, отношений. Сочетание традиционного сюжета и негритянской музыки принесло композитору славу, несмотря на расизм, процветавший в США в первой половине XX века.
Бенджамин Бриттен (1913 – 1976)
Опера «Питер Граймс» (1945) принесла английскому композитору славу, которую ни одному англичанину со времён «Дидона и Энеи» Перселла снискать не удалось. Главный герой – рыбак – отвергнут окружающими. Одиночество и несправедливые обвинения вынуждают его сесть в лодку и отправиться в море, чтобы уже никогда не вернуться обратно. В отличие от классической оперы, где герой непременно святой страдалец, Питер человек трудный и неуравновешенный. Как, собственно, и те люди, с которыми он сталкивается.
Значительное место в опере отведено вокальным монологам: гибкий и ритмичный речитатив максимально отображает внутреннее состояние героев. Хору отведена роль комментатора событий, к нему периодически примыкают основные герои, создавая драматически насыщенные ансамбли. Оркестровые антракты посвящены различным состояниям природы, которые связаны с внутренними переживаниями персонажей.
Совсем иной по тематике и жанру оказалась его другая опера – «Сон в летнюю ночь» (1960). На первый взгляд пьеса-сказка напоминает сплошной абсурд: афинский герцог Тезей (какой герцог в древних Афинах?), царица фей Титания, влюблённая в ткача, которому весёлый эльф Пэк заменил голову на ослиную. Бриттен смог проникнуться этим народным шекспировским юмором, поэтому его музыка свежа и прозрачна. Опера как бы намекает людям, что жизнь весела и прекрасна, а мы сами делаем из неё драмы и трагедии.
«Сон в летнюю ночь» можно разбить на три музыкальных пласта. Первый – музыка мира фантастических существ. Ко второму отнесены темы возлюбленных. Третий рассказывает о жизни афинских ремесленников. Все три пласта объединены темой леса – таинственного, символизирующего нескончаемое многообразие жизни. Мир эльфов и фей у Бриттена выглядит отсылкой к миру детства: чудный фантастический мир, который может восприниматься всерьёз только детьми.
Стоит отметить, что Бриттен – настоящий знаток национальной музыки. Именно её интонации придают опере уникальный колорит и характерные ритмы. «Сон в летнюю ночь» очень хорошо характеризует композитора – представителя эпохи. Бриттен органически соединяет такие музыкальные элементы, которые очень далеки друг от друга. В опере используются непростые ассоциации, которые делают её одновременно и простой для широких масс, и элитарно сложной.
Подберем мероприятие для вас