Мозг в ответе за то, как мы слышим музыку
Почему одна и та же музыка для одних людей прекрасна и даже невероятна, а для других - всего лишь шум? Журнал The Atlantic рассказывает об этом подробнее.
Исследователи Мельбурнского университета связывают удовольствие, которое мы получаем от музыки, с уровнем диссонанса, а именно: воспринятых «шероховатостей», резкостей, неприятных моментов или сложных для прослушивания звуков.
Команда сыграла, как «чистые тона», так и разнообразные аккорды. Участниками исследования стали студенты музыкальных училищ и обычные люди. Они должны были оценить уровень диссонанса по пятибалльной шкале.
Студенты-музыканты, как и предполагалось, оказались более чувствительны к диссонансу. Однако и здесь был подвох. Если они не сталкивались с этим аккордом раньше, то никак не могли распознать составляющие его ноты. Эта особенность обернулась недостатком: аккорд приобретал диссонансное звучание и становился «неприятным».
Способность распознавать тона и, таким образом, наслаждаться гармонией коррелируется с музыкальным образованием. Со-автор исследования Сара Уилсон отмечает: «Это показывает, что даже способность различить высоту звука оказывается приобретённой». С практической точки зрения, результаты исследования, кажется, подтверждают, что мы можем научить себя лучше воспринимать музыку.
Исследователи также провели второй эксперимент, чтобы подтвердить достоверность этой теории. Они взяли 19 не имеющих к музыке никакого отношения людей и научили их различать высоту определённых аккордов. Спустя десять занятий участники стали лучше слышать ноты. Они также отметили, что уже знакомые им аккорды оказывались менее диссонансными в восприятии, чем те, которых они в процессе обучения не касались. Даже несмотря на то, насколько технично они были исполнены.
Но самым важным итогом исследования стало развенчание многовековой теории, что человеческое ухо - главный фактор определения приятных звуков.
Многовековой! Они также предполагают, что их исследование поможет объяснить развитие западной музыки через настройки и гармонии, которые совершенствовались со времён Средневековья.
Как объясняют учёные, основа - 12-тональная шкала - по природе своей не гармонична. Пифагор первым открыл систему непрерывных пропорций 2/3 продолжительности звучания. Это был логический, математический метод, который, в свою очередь, даёт понимание простых математических взаимодействий, которые можно найти в общеизвестных западных аккордах.
Когда размышляешь об этом, всё становится ясным. Нет ни одной причины, по которой можно считать западную музыку, на которой мы выросли, наполненной большим смыслом, чем другие музыкальные традиции, которые не кажутся такими же красивыми. Тем не менее, всё ещё сложно воспринимать, что всё в музыке, поражающее нас возвышенностью, находится у нас в мозге, и его можно научить воспринимать это именно так.
Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием можно на детской интерактивной опере
Подберем мероприятие для вас