Механические балеты Баухауза
"Человек и машина» - концепция, зародившаяся в философии русского конструктивизма и итальянского футуризма, нашла своё яркое отражение в искусстве Баухауза. Баухауз — художественное учебное заведение, которое открылось в 1919 году в Германии, в Веймаре.
Среди тех, кто работал и творил на базе сложившейся школы, значились такие имена, как Пауль Клее, Ида Керковиус. Иоганнес Иттен, Василий Кандинский, Оскар Шлеммер и многие другие.
Балет марионеток
Одним из популярных проявлений этой концепции в театральном искусстве стали механические объекты, в которые превращались человеческие фигуры. «Танец планок», который исполнила Манда фон Крайбиг, подразумевал сгибание и поднятие конечностей. Но рассмотреть их можно было только в движениях длинных тонких палок, торчащих из тела танцовщицы.
«Танец стекла» в исполнении Карлы Грош демонстрировался в длинной юбке из стеклянных стержней на обруч. На голове и руках также были стеклянные шары, которые заметно ограничивали танцовщицу в телодвижениях.
Вообще костюмы играли немаловажную роль для подобных танцев. Они могли быть наполнены пухом или состоять из концентрических обручей. Такие наряды выполняли функции ограничения движений, привнося в танец нечто новое.
Философия Шлеммера
Оскар Шлеммер использовал этот подход, чтобы подчеркнуть объектную природу танцоров. В каждом перфомансе он старался максимально достичь «механического эффекта», как у марионеток. «Разве не могут танцоры быть настоящими куклами, движущимися, когда их дёргают за нитки или, ещё лучше, самостоятельно, с помощью настроенного механизма, почти без вмешательства человека, в крайнем случае — управляемыми на расстоянии?», - отмечал Шлеммер в одной из дневниковых записей.
К 1923 году марионетки, фигуры с механическим управлением, геометрические костюмы стали главной узнаваемой чертой Баухауза.
Спектакли Шлеммера и их роль в истории театра
Курт Шмитдт поставил «Механический балет», в котором «невидимые» танцоры переносили абстрактные неподвижные фигуры буквами A, B, C, D, E. Благодаря этому создавалась иллюзия автоматов.
В его другой постановке «Человек за приборной панелью» продолжали подчёркиваться геометрия и механизация движений. В постановке «Приключения маленького горбуна» отличилась подвижной сценой для марионеток, которой управляла Ильзе Фелинг.
Цирк в Баухаузе
В «Цирке» Ксанти Шавински добавил кукол-«животных»: сам он играл роль укротителя львов, барон фон Фритш в чёрном трико управлял картонным львом. У декорации льва вместо хвоста был привинчен дорожный знак. Как описывал сам Шавински этот спектакль: «Это был визуальный театр, воплощение живописи и конструкций в движении, идей — в цвете, форме и пространстве — и их драматического взаимодействия».
Ещё одной важной для дальнейшего развития театра постановкой Шлеммера стала «Ирония судьбы». Пантомима разыгрывалась на лестнице, а её главным персонажем был Музыкальный клоун. Актёр Андреас Вайнингер был одет в белый костюм на толстой подкладе с большим конусообразным привеском, придававшей левой ноги другие очертания. На правой ноге у него болталась скрипка. Также он был «вооружён» аккордеоном, щёточкой для бумаги и зонтиком из одних только спиц.
В Берлине Шлеммер познакомился с цирковым артистом Энрико Растелли. Последний исполнял эффектный номер с девятью мячами. С тех пор стандартные танцевальные репетиции у станка с позициями заменили разминкой по системе итальянского жонглёра.
Балет "Триада"
Международная известность пришла к Шлеммеру после го балета «Триада». Его премьера состоялась в штутгартском Ландестеатре в 1922 и шла с большим успехом ещё 10 лет. Она стала отражением всех идей автора относительно перфоманса.
«Почему «триадический»? От слова «триада». Дело в том, что здесь трое танцоров, три части симфонической архитектонической композиции, слияние танца, костюмов и музыки», - пояснял сам режиссёр.
Всё выступление проходило под музыку Пауля Хиндемита — мелодию для пианолы, механического инструмента. Музыка отлично дополняла костюмы, математические очертания тел. Мелодия издавалась, словно из музыкальной шкатулки, что соответствовало кукольному образу актёров.
Балет длился три часа и являлся, по сути, «метафизическим парадом». Трое актёров сменяли восемнадцать костюмов и исполняли двенадцать танцев. Первую часть сам Шлеммер назвал «скерцо», а третью - «героической». Траекторию движения танцоров определялась «геометрией пола»: «танцор движется только от авансцены к рампе по прямой. Дальше — диагональ или окружность, эллипс и так далее».
По мнению Шлеммера движения в танце должны «начинаться с твоей собственной жизни, со стояния и хождения, а прыжки и танцы придут много позже».
Произведение стало настоящим «равновесием противоположностей», абстрактных концепций и эмоциональных импульсов. Именно это и стало основой для его школы. Ученикам он прививал любовь к варьете, японскому театру, яванскому кукольному театру и другим видам циркового искусства. Они занимались ритмикой, эвкинетикой, системой записи движений. Последнюю придумал швейцарец Рудольф фон Лабан и Мэри Вигман. В неё входили постановки русских конструктивистов.
Подберем мероприятие для вас