Французская интеллектуальная драма: драматурги и философы
Расцвет французской интеллектуальной драмы именно в середине богатого на трагические события XX века не удивителен.
Нацизм, взращенный на просторах Европы, пропагандировал презрение к разуму и культ физической силы. Поэтому на этих же просторах появилось движение, противопоставляющее себя такому доминированию. Интеллектуальная драма провозглашает гуманизм, рассматривает человека и его поведение в рамках тех обстоятельств, в которых он находится по мнению современников.
К приверженцам такого подхода относятся: Жан Жироду (1882 – 1944), Арман Салакру (1899 – 1972), Жан Кокто (1889 – 1863), Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Жан Ануй (1910 – 1987) и Альбер Камю (1913 – 1960). Именно эти имена связаны с таким понятием, как экзистенциализм.
Жан Жироду
Жан Жироду пришёл в драматургию не молодым и страстным почитателем искусств, к этому времени он уже прошёл Первую мировую, был знаменитым писателем и автором многочисленных статей. Познакомившись с молодым режиссёром Луи Жуве, он проработал свой роман «Зигфрид и Лимузен», сделав на его основе пьесу «Зигфрид» (1928 г.).
По сюжету французский литератор Жак, раненый на войне, теряет память и попадает к немцам. Там его принимают за своего, называя именем национального героя - Зигфридом. Герой постоянно находится в поисках себя и своей родины, пытаясь вспомнить хоть что-нибудь. К тому же, он раздираем двумя женщинами: его немецкой воспитательницей Евой, пытающейся сделать из него символ национализма, и французской подругой Женевьевой, которая принимает в нём простого человека со всеми его слабостями. Этот конфликт связан с общественными настроениями в Германии, которые разделились на националистов и антимилитаристов. Ответ на свой вопрос герой находит только в следующей пьесе Жироду – «Конец Зигфрида». К Жаку возвращается память, но уже перед смертью. В этом погрязшем в хаосе мире найти своё «я» можно только на смертном одре.
Также к первым работам Жироду, как драматурга, относятся «Амфитрион – 38», «Юдифь» и «Интермеццо», которые были поставлены всё тем же Жуве.
Начиная с 30-х годов, работы писателя становятся всё более трагичными: мир окончательно разделился на два противоборствующих лагеря. Появляется мотив войны в пьесах «Тесса», «Добавление к путешествию Кука», «Троянской войны не будет», «Электра». Все они были поставлены Луи Жуве.
В «Троянской войны не будет» Жироду раскрывает духовную красоту и нравственную силу человека, а в «Электре» рассказывает о жертве, которую необходимо принести, чтобы не допустить процветания ужасного политического режима (отсылка к нацизму).
У Жироду было написано много пьес во время Второй мировой войны, которые не были поставлены на сцене. В это время большинство театров были закрыты. Исключение составляет, разве что, «Содом и Гоморра», которую поставили в 1943 году, несмотря на немецкую оккупацию.
Арман Салакру
Арман Салакру в своих ранних пьесах рассказал о стремлениях творческого человека преодолеть одиночество, найти общий язык с недалёкими обывателями. К ним относятся «Разбивающий тарелку», «Стеклянный шар», «Земной круговорот», «Пачули, или превратности судьбы». Его драмы ставил известный режиссёр и актёр Шарль Дюллен, основавший театр «Ателье».
Самой известной у Салакру стала драма «Атлас – отель», в которой главную роль сыграл как раз сам Дюллен. А вершиной его творчества считается «Земля кругла» 30-х годов. В описаниях жизни флорентийского общества в конце XV века автор старается высмеять религиозный фанатизм, который тормозит прогресс. Более того, этот фанатизм возникает лишь на базе обыденного сознания, способного, не задумываясь, подчиниться любому приказу и принять любой режим. Именно эта пьеса считается образцом французской интеллектуальной драмы. Критики были в восхищении, их отзывы заполонили все газеты.
Во время Второй мировой войны Салакру активно сражался, но это не мешало ему писать пьесы. В эти годы они получались особенно нравственными. К ним относятся «Маргарита», «Обручение в Гавре», «Солдат и колдунья». На этом дело не кончилось, и он продолжил писать такие же произведения и после войны: «Ночи гнева», «Архипелаг Ленуар», «Зеркало», «Чёрная улица» и многие другие.
В центре пьесы «Ночи гнева» двое мужчин: богатый собственник Базир и скромный служащий Жан Кордо. Автор показывает их жизнь довоенную и все конфликты, которые у них возникали, чтобы у зрителей не оставалось вопросов, почему же так по итогам произошло. А произошло вот что: во время оккупации Базир сдал раненого Кордо гитлеровцам, которые его расстреляли.
Верность Салакру гуманистическим идеалам прослеживается и в его комедии нравов «Архипелаге Ленуар». Шарль Дюллен не только поставил её, но и сыграл в ней одну из главных ролей. Сюжет в ней строится на попытках семьи Ленуар спасти своё положение в обществе и своё состояние, которые страдают от дел сумасбродного деда. Здесь драматург особенно ярко показал пороки богатых людей, доведя их почти до абсурда.
Жан Кокто
Жан Кокто – человек эпохи, он засветился практически во всех видах искусства: литература, либретто для опер и балетов («Голубой бог», «Антигона», «Эдип – царь»), мифология, кинематограф. Его творческие связи не имели границ: Стравинский (опера «Эдип – царь»), Пикассо (трагедия «Антигона»), Дягилев.
Самые сильные драматургические произведения появляются у него в 30-40-е годы: «Адская машина», «Рыцари круглого стола», «Рено и Армида», «Двуглавый орёл», «Вакх». Помимо мифических сюжетов, он использовал для своих пьес и современность: «Ужасные родители», «Идолы», «Пишущая машинка».
«Адская машина» - одно из самых известных его произведений. Он написал её во время формирования Народного фронта во Франции. На сцене её поставил режиссёр Луи Жюве. Здесь Кокто на примере мифологического сюжета о царе Эдипе показывает безжалостность богов, которые как «Адская машина» перемалывают людей и их судьбы, не проявляя ни капли снисходительности. Трагедия в четырёх актах показывает события 17 лет, но Эдип остаётся стойким и внутренне несломленным даже после всех ужасов. И это одна из излюбленных тем Кокто – показать победу человека в неравной схватке.
Жан Поль Сартр
В 40-50-е годы огромной популярностью пользовались экзистенциальные драмы Жана Поля Сартра. По его мысли: человек есть то, что он сам из себя сделал. Так как его размышления были направлены вглубь личности, его герой всегда одинок. В творческую инициативу масс Жан Поль никогда не верил.
Однако, несмотря на это, в ряде его пьес лежат идеи вполне коллективные. В «Мухах» и «За закрытой дверью» явно видна идея борьбы с нацизмом, в драме «Мёртвые без погребения» он описал смерть партизан, которые достойно приняли смерть, возвысившись над палачами. В «Добродетельной потаскушке» высмеял «американскую мечту». Трагедия «Дьявол и господь бог» рассказывает о крестьянских войнах в Германии в XVI веке, а в психологической драме «Затворники Альтоны» он предостерегал от возрождения идей национализма.
Герой «Мух» Орест призывает своих граждан освободиться от тирана, пытается привить им человеческое достоинство. Пьесу ставили во время оккупации, о том, какой резонанс она устроила, можно догадаться. Ореста сравнивают с Гамлетом, но сам герой другого мнения. Он – Крысолов, который уводит с собой мух, освобождая жителей города от чувства вины, страха и отчаяния. Однако, люди «отблагодарили» спасителя вилами и дубинками. Таким образом, Сартр вновь поворачивает сюжет к отделению героя от толпы.
Пьесы Сартра – это всегда преодоление пессимизма, победа нравственности и гимн личной ответственности. Но даже так, его герои всегда одиноки и сражаются с враждебным миром, выходя моральными победителями, ведь они хранят в себе положительные качества и следуют нравственным идеалам.
Жан Ануй
Нравственные бунты звучат и в пьесах Жана Ануя. «Горностай» была первой его драмой, уже в ней он противопоставил бедных и богатых, показав, что мечты о счастье разбиваются об этот мир. Критики сравнивали его героя, совершившего преступление, с Раскольниковым и Жюльеном Сореном. Однако, авторская мысль далека и от Достоевского, и от Стендаля.
Расцвет его творчества приходится на вторую половину 30-х годов. Несмотря на то, что он отчаянно хотел уйти от политики, общественные настроения, витавшие в воздухе, не остались им не замечены. Социальный протест определяет его пьесы «Жил-был арестант» и «Путешественник без багажа». Герой первой пьесы – выходец из буржуазной семьи. За финансовые махинации его осудили на 15 лет. Вернувшись на свободу, он решает порвать со всем, что связано с его семьёй. Во второй пьесе героя контузило во время Первой мировой и он потерял память. В приюте он выходит на связь со своей обеспеченной семьёй, память начинает возвращаться. Но всё, что он помнит – это обман и бездушие. Отрекаясь от семьи, он уходит с мальчиком-сиротой.
В 40-ых, в годы оккупации, Ануй разочаровался в прежних идеалах, но для театра работать не перестал. Он выпускает два сборника: «Чёрные пьесы» и Розовые пьесы». В «Чёрный» сборник вошли «Горностай», «Пассажир без багажа», «Дикарка», «Эвридика» и другие, написанные ранее. В «Розовом» оказались «Бал воров», «Леокадия», «Свидание в Санлисе» и другие, в которых герои отгораживаются от реальности, создавая видимость счастья.
Следом за ними выходит ещё один сборник – «Новые чёрные пьесы», куда вошли «Антигона», «Иезавель», «Ромео и Жанетта», «Медея». Среди них особенно сильно выделяется «Антигона». Ануй противопоставил двух персонажей, в ней сквозит экзистенциализм. Драма ещё раз показывает трагичность этого мира из-за его абсурдности, а также, что величие человека заключается в бегстве от него.
В послевоенные годы пьесы Ануя перестали нести серьёзную смысловую нагрузку, он писал много расхожих драм. Исчезли и те идеи, за которые сражались и умирали герои его произведений в 30-40-е годы.
Апофеоз творчества Ануя – пьеса «Жаворонок» - построена на судебных разбирательствах по делу Жанны Д’Арк, чередующихся с отсылками в прошлое. Социально-философский подтекст пьесы усматривается в поведении Инквизитора, которому нет дела до судьбы страны и народа. Для него человек – главный враг. Но самоотверженность и нравственные качества девушки победили в этой борьбе, хотя и ценой её жизни.
Подберем мероприятие для вас