Екатерининский дворец
Во время очередной войны со Швецией Петр I знакомится с Мартой Скавронской. Девица настолько очаровала императора, что он, не задумываясь о разнице в положении, возрасте, вероисповедании, предлагает той стать его супругой и императрицей. Марта соглашается. В качестве одного из подарков Петр преподносит ей Сарскую мызу со всеми деревнями, расположенными в непосредственной близости. Начало 18-го века — время активного строительства Санкт-Петербурга — любимого города Петра. Не забывает император и про свою семью. В Царском Селе, на землях подаренных любимой жене, возводится первый дворец, полностью выстроенный из камня и названный «каменными палатами». В 1717 году император присутствует при закладке фундамента. И. Ф. Браунштейн становится руководителем работ. В конце лета 1724 года Петр I приглашает послов, дворян и бояр на открытие дворца в честь Екатерины I. Событие ознаменовано салютом из тринадцати пушек. Важно подчеркнуть, что здание не было величайшим образцом архитектуры. Перед гостями предстал типичный дом в два этажа, ничем особым не примечательный.
Начало переделки дворца
Елизавета Петровна, трепетно относившаяся к памяти Петра I, решила расширить и перестроить Екатерининский дворец. В 1742 году М. Г. Земцов получает соответствующее распоряжение. Но в 1743 году зодчий умирает, не успев ничего изменить. Далее над перестройкой последовательно трудились лучшие архитекторы Российской империи и мира А. В. Квасов, Дж. Трезини. По высочайшему повелению на место Трезини приглашается любимый архитектор императрицы С. И. Чевакинский. В 1748 году руководство проектом передается Ф. Б. Растрелли, выписанному из Италии. Елизавета принимает решение не о пристройке к старому зданию, а о возведении нового, грандиозного дворца. 30 июля 1756 года венценосная особа в сопровождении двора принимает готовую работу.
Растрелли — руководитель проекта
Растрелли не отошел от своего любимого стиля — барокко. Для фасада выбран голубой цвет. Для внутреннего оформления — позолота. По оценкам экспертов на декорирование стен потрачено 100 кг червонного золота. Главное здание становится анфиладой комнат и парадных залов. Фасад по всей длине украшен белоснежными колоннами, кариатидами, скульптурами, масками львов. Подготовка моделей для скульптур и всей лепнины доверена Ф. Дункеру. В это же время появляется «восьмое чудо света» — Янтарная комната. Стены помещения по приказу Елизаветы полностью оформляются панелями из натурального янтаря. Особого внимания заслуживал северный корпус, представлявший собой Дворцовую церковь. Его венчали пять луковичных куполов. Над южным корпусом возведен один купол, оканчивающийся шпилем и звездой. Подъезд ко дворцу был оформлен в виде плаца, окруженного дворцовыми и подсобными постройками. До Растрелли в России не практиковалось расположение комнат в виде анфилад. Итальянец стал законодателем моды на новое планировочное решение и для парадных дворцов, и для жилых особняков знати. Екатерининский дворец стал первым, где анфилада залов заняла все здание. Парадный корпус можно было пересечь полностью: комнаты начинались у парадной лестницы и заканчивались у Дворцовой церкви.
Изменения дворца при Екатерине
После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей. Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам. Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме. Туристы могут посетить помещения, принадлежавшие Павлу I и его супруге Марии Федоровне: Зеленую столовую, гостиные: Парадную и Китайскую голубые. Можно посетить Опочивальню и Официантскую. Здесь собраны лучшие образцы зодчества, характерные для 18-го века.
Последующие перестройки
Не остался в стороне от переделок и перестроек и внук Екатерины II — Александр I. При нем Парадный кабинет, прилегающие помещения передаются под своеобразный музей, посвященный героям войны с Наполеоном. В 1863 году к работам по перестройке и переделке Екатерининского дворца привлечен И. А. Монигетти. Под его руководством выстроена парадная лестница, ведущая в Тронный зал, предназначенный для балов и приема высоких гостей. Высота стен здесь достигает 7 метров. Двухярусные окна соседствуют с зеркалами. Все стены отделаны позолотой и украшены канделябрами для свечей. Над росписью потолка трудились Вундерлих и Франчуоли. В 21-м веке реставраторы восстановили одну из «жемчужин», украшавших Екатерининский дворец в Царском Селе — Янтарную палату. Оригинал, созданный при Елизавете, полностью утрачен в период Великой Отечественной Войны. Исследователям до сих пор не удалось установить даже приблизительно, кто и куда мог вывезти все янтарные панели. Еще при Петре I начаты работы по благоустройству территории. Вокруг дворца были размещены искусственные озера и пруды, проложены аллеи. Каждый последующий правитель перестраивал и переделывал парк на свой вкус. Гости могут посетить достопимечательности, собранные многими поколениями царей: Эрмитажную кузню, пройти через Готические ворота и побывать в Китайской беседке.
Подберем мероприятие для вас