Атмосфера, как важный компонент новых медиа
Атмосфера в драматургии новых медиа включает в себя не только ответы на вопросы «где и как это происходит?», но и «что это?».
Атмосфера - то, что мы ощущаем, когда входим в помещение, а также это те изменения, которые происходят как в этом помещении, так и в нас самих. Это также может быть и общественное мнение, которым мы делимся с другими, и даже материальной силой, которая появляется, чтобы изменить наше настроение.
Как и у других составных частей новых медиа, а именно технологии и драматургии, у атмосферы есть организация. Кэйтлин Стюарт в своей работе “Atmospheric Attunements” пишет:
“An atmosphere is not an inert context but a force field in which people find themselves/ It is not an effect of other forces but a lived affect. A capacity affect and to be affected that pushes a present into a composition, an expressivity, the sense of potentiality and event. It is an attunement of the sense”. *
В процессе перфоманса что-нибудь меняется; мы можем вычислить эту разницу, но с первого взгляда её будет сложно определить. Стюарт предлагает представить разнообразные формы и оттенки, которые может принимать атмосфера. К примеру, она может возникнуть из широко используемого понятия «энергия», термина, который актёры часто используют в попытке описать конкретный штамп - жизненную ситуацию.
Стюарт считает, что гармонизация атмосферы включает и понимание взаимной «способности повлиять», что делает эту актёрскую динамику более понятной, ограничивает её композиционным строем, экспрессией и событием, которые мы можем определить, как самую суть контакта перфоманса и аудитории.
Возможно, основное достижение драматургии новых медиа, как театра и как произведения искусства - это влияние в реальном времени, в форме перфомативных медиа, а также создание ощущения «потенциальных возможности и события», возможность отразиться на всём пространстве работы, активизируя в процессе то, что Стюарт называет «ежедневной напряжённой обстановкой». Она убеждена, что группы людей, погрузившиеся в социальные силы, общественное мнение или настроение, начинают понимать, что что-то вокруг них изменилось и приобрело новую форму. Она хочет знать, как новые концепции, которые базируются на примерах синдрома дефицита внимания, проникают в нас с такой силой, «как они накапливаются, переживаются, исчезают и ломают».
Она прибегает к этнографическому методу, но ей также важна и эстетика, так как она хочет работать с тем, чем эти концепции стали, когда они «представляют структурное настоящее, придают циркулирующей силе форму, текстуру и плотность, чтобы их можно было ощутить, представить, пустить в ход или создать».
Стюарт - не первый теоретик , который стремится оценить силу атмосферы, но её стремление начать относиться к мощи атмосферы, как к совокупности материальных и представительных сил проясняет её отношение к драматургии новых медиа. Как она объясняет:
“In these little scenes, the senses sharpen on the surfaces of thinking taking form. They pick up texture and density as they move in and through bodies and spaces, rhythms and tempi, possibilities likely or not”. **
Так, первая часть перфоманса ACTOR#1 MASS начинается с дыма. В программке она описывается, как «поэтичный пейзаж постоянно двигающихся скульптурных туманов, в которых происходят химические и физические процессы». Комната тускло освещена и заполнена дымом. Так как ACTOR#1 заявлен, как «преображение от хаоса к порядку», то первая часть становится алхимическим процессом.
Здесь же можно привести в пример и Fog Sculptures Накайи Фуджико. Эта работа также совмещает изобразительное искусство, архитектуру и перфоманс. Если смотреть на неё с точки зрения скульптуры, то здесь есть и объём, и конструкция. Это поразительное несоответствие, потому что у них вполне материальные формы, но при этом они постоянно рассеиваются. Перфоманс Фуджико много путешествовал по всему миру. И это самое интересное, ведь такая непостоянная работа была выкуплена Национальной галереей Австралии для их сада скульптур.
* - Атмосфера - не инертный контекст, но силовое поле, в котором люди находят себя. Нет эффекта других воздействий, только непосредственное влияние. Возможность влиять и находиться под влиянием подталкивает настоящее к структуре, экспрессивности, к чувству потенциальных возможностей и событий. Это гармония чувств.
** - В этих небольших сценах чувства сосредоточены на поверхности вещей, обретших форму. Они забирают текстуру и плотность, пока движутся по телам и сквозь них, сквозь пространство, ритмы и темпы, вероятные и невероятные возможности.
Подберем мероприятие для вас