Купить билеты на Кащей бессмертный
Афиша
Описание
Отзывы
-
02 мая 2022 в 12:00
Продолжительность: 00:50
-
Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 37
-
Все имеющиеся билеты проданы
Продолжительность: 00:50
Антракты: Без антракта
До события осталось:
Событие закончилось
Жанры
В данный момент события Кащей бессмертный на нашем сайте не представлены
Музыка и либретто Николая Римского-Корсакова
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Cолисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Симфонический оркестр Мариинского театра
Исследователи делят оперы Римского-Корсакова на эпические, сказочные, исторические, гоголевские. «Кащей Бессмертный», написанный в 1901–1902 годах, когда композитор уже был автором одиннадцати сочинений в этом жанре, не вписывается ни в одну из категорий. Опера названа автором «осенней сказочкой» (в противоположность «весенней сказке» «Снегурочка»), что указывает на ее мрачный колорит, необычный для композитора, лучшие сочинения которого связаны со светлой, возвышенной лирикой, часто любовной. Вторая часть авторского комментария не менее интересна: несмотря на фольклорный сюжет, сказочной оперу можно назвать только условно, и Римский-Корсаков сам подчеркивает эту условность в ироничном обозначении «сказочка».
Главные герои оперы лишены индивидуальных характеристик, это не столько конкретные личности, сколько символические фигуры. Не случайно в сюжете произведения часто видят политический подтекст, трактуя образ Кащея как олицетворение самовластия и деспотизма. Композитор не отрекался от такой интерпретации, но это, конечно же, только одна из граней содержания оперы. Парадоксальным образом Кащей – самый яркий и сценически выигрышный образ сочинения. При всей своей мрачности это не стопроцентное зло, а зло в васнецовских серых тонах, которому далеко до инфернальной нежити XX века. Оно не убивает, а только лишает свободы и, возможно, воплощает инертные, сковывающие силы в душе человека. Вот почему ему противопоставлен не Иван-королевич, а Буря-богатырь – символ неуправляемой иррациональной стихии, лишь временно подчиненной холодному разуму.
Положительные образы в опере скованы, оплетены тенью зла, а их лирические излияния отмечены налетом искусственности, как будто живые чувства могут разрушить тщательно сконструированный «осенний» мир. Полагающийся по сюжету катарсис также лишь намечен в финале: после гибели Кащея композитор дает героям пропеть всего несколько строк, а затем завершает оперу. Остающееся ощущение недосказанности – намеренное и представляет собой особый художественный прием, который позволяет сохранить цельность атмосферы произведения. Во многом «Кащей» – экспериментальная опера. Смелость музыкального языка (предельная для композитора, который до самого конца оставался приверженцем «традиционных ценностей» в музыке) сочетается в ней с необычной образной системой и драматургией.
Либретто на сюжет русской сказки было предложено Римскому-Корсакову критиком Евгением Петровским в ноябре 1900 года и заинтересовало композитора, хотя и потребовало значительной доработки. Музыка создавалась с июня 1901-го по март 1902 года, а премьера прошла 12 декабря 1902 года в Частной опере Мамонтова, на сцене Солодовниковского театра в Москве. Публика и критики приняли сочинение с энтузиазмом, но открытость политическим интерпретациям не позволила поставить оперу на большой сцене вплоть до 1917 года, когда она наконец прозвучала в Большом театре. На сцене Мариинского театра оперу ставили в 1919 и в 1993 годах.
ID 316981
- Еженедельная подборка новых мероприятий
- Первыми выбирайте лучшие места
- Участвуйте в ежемесячных акциях и розыгрышах бесплатных билетов
Похожие события i
Еженедельная рассылка о новых мероприятиях, акциях и скидках!
Выбирайте лучшие места первыми!