Экзистенциализм и ирония: "Жаворонок" Ануя в Молодёжке
«Дух Мюнхена» - повседневное состояние тех, кто ставит целью своей жизни материальные блага, выбирая отступление и пассивность, только бы продлить своё существование.
Именно о противостоянии этому скудному набору мыслей и поставлен спектакль «Жаворонок» по пьесе Жана Ануя. Работы Жана Ануя относятся к французскому интеллектуальному театру, он также, как Сартр и Камю, придерживался идей экзистенциализма. Но его произведение лёгкое, изящное и саркастичное.
Пьеса написана после двух ужасных войн, разрушивших все рамки человеческого, но предложив миру настоящих героев взамен романных. Вот и «Жаворонок» показывает низость капитулянства.
Проблема действия и поведения человека, проблема его индивидуального выбора в неблагоприятных и тяжёлых условиях показаны иронично, но всё равно важны. Ведь только приняв решение человек может освободиться от неопределённости. Даже если это решение будет противоречить мнению мещанского большинства и трусливым доводам собственного рассудка.
Пожалуй, для таких тем история Жанны Д’Арк подходит как нельзя лучше. Ведь сама история - лишь шаблон, в который можно вставить весь мир и любого человека. А вот получится ли тот же итог - вопрос спорный. Ведь сделать из себя героя можно только отважившись на то, что важно, а не на то, что привычно.
Спектакль в Молодёжном театре на Фонтанке проиллюстрирован отлично и целесообразно времени действия. В нём мало метафоричности, но это не делает его понятным лишь для избранных. Получился отличный традиционный спектакль, приправленный юмором.
Анонс предлагает нам альтернативную версию его смысла: герой - это творец, художник, который продолжает создавать свой уникальный мир, оставаясь собой, несмотря ни на что. Так идеи исторически обусловленные, превращаются в гимн искусству и художнику. А почему бы и нет? В конце концов, всё, с чем сталкиваемся в искусстве, мы пропускаем через себя, свой опыт и своё мировоззрение. Интерпретаций может быть много, но суть одна: стоять на своём до самого конца.
Регина Щукина в образе Жанны становилась иногда до боли истеричной, стараясь докричаться хоть до кого-нибудь в этом странном мире. Но девушка пока ещё не в курсе, что это невозможно. И вот эта детская наивная вера в ней - самое привлекательная (и отлично сыгранная) черта. Её напускной образ деревенщины вообще отдаёт идеями Толстого.
Остальным героям больше присуща комичность, нежели каноничность. Складывается ощущение, что это специальная издёвка над благородными помыслами и поступками: им противостоит не серьёзная и страшная сила, а балаган: массовый, бесмысленный и беспощадный. Очень странным вышел палач, хотя и вполне органично вписывался в это «общество». Единственное, что смутило - постоянные крики в его сторону. В какой-то момент это стало навязчиво и нелепо.
Чёткая актёрская игра, специфические декорации, приятная музыка и работа со зрителем - всё это способствует заполнению зрительного зала и исключительно положительными отзывами. Сам спектакль идёт уже 17 лет, а это немалый срок для спектаклей. Редакция BiletSofit не просто так включила его в беспристрастный список своих любимых постановок.
Мнацаканова Виктория
Специально для BiletSofit
Подберем мероприятие для вас