Чёрная пятница: день огромных скидок и как он появился
‘Чёрная пятница’ обычно приходится на последнюю пятницу ноября. Связано это с американской традицией Дня Благодарения, который проходит в последний четверг месяца. Сразу после него начинается сезон подготовки к Рождеству.
Сложно сказать, когда именно возник этот обычай. Возможно, это произошло в конце 19 века. В то время были популярны парады на День Благодарения, которые спонсировались магазинами. В какой-то момент в конце парада стал появляться Санта-Клаус, и именно его присутствие символизировало начало сезона рождественских распродаж. Тогда большинство представителей рынка придерживалось негласного правила: распродажи не начнутся раньше Дня Благодарения.
И вот по поводу начала этого сезона у Ассоциации Галантерейных товаров в 1939 году возникли вопросы к президенту Франклину Рузвельту. В этот год День Благодарения приходился на 30 ноября, соответственно распродажи должны были начаться совсем поздно. Неудовольствие торговых представителей он закрыл: перенёс дату празднования с последнего четверга на предпоследний.
Так как объявление о переносе было сделано очень поздно, началась суматоха: люди не знали, на какие числа бронировать отдых. Кто-то оставался в традиционных рамках последнего четверга, кто-то бронировал поездки на обе даты сразу, на всякий случай. В народе этот день прозвали ‘Franksgiving’ (собирательно от Thanksgiving (День Благодарения) и имени президента Franklin). Всё это привело к тому, что в 1941 году правительство официально установило праздник на последний четверг ноября, независимо от того, как это повлияет на продажи. Вот этот первый день предпраздничных распродаж и станет впоследствии Чёрной пятницей.
Если спросить у жителей США, почему он называется именно ‘Чёрная пятница’, большинство ответит, что ритейлеры в этот день использовали все свои возможности по завлечению покупателей ‘to get in the black’ (чтобы получить хорошую финансовую выгоду). Однако это, достаточно позитивно окрашенное выражение, - не первая и не единственная интерпретация.
Другая версия ‘Чёрной пятницы’ отсылает к Филадельфии 1960-х. Тогда пятница распродаж оказалась между двумя важными событиями: Днём Благодарения в четверг и Соперничеством команд по американскому футболу Военной и Военно-морской академий США, проходивших в тот год в субботу в городе. Улицы были жутко переполнены покупателями. Всё это сильно мешало работе такси, полиции и других городских служб. Они назвали этот день бедлама ‘Чёрной пятницей’, негативно реагируя на сложившуюся ситуацию.
Людям, занимавшимся торговым бизнесом, очень не нравилось, что 'их' день имеет такие не самые приятные ассоциации и пытались бороться с этим разными методами. Так, например, в 80-х они задействовали чёрно-красные оттенки в рекламе, как отсылку к Рождеству. Тогда это не очень помогло. Но в последствии, филадельфийская история осталась в прошлом и забылась сама по себе.
Подберем мероприятие для вас