БилетСофит реализует билеты по ценам организаторов мероприятий. С некоторых заказов может взиматься сервисный сбор не более 10%

электронные билеты
без сервисного сбора*

Главная > События > Записки сумасшедшего
6+

Записки сумасшедшего

 

  • Записки сумасшедшего

Продолжительность: -

Антракты: Без антракта

Событие не проводится

Жанры

Опера - оперетта

Записки сумасшедшего

Моноопера

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Музыка Юрия Буцко
Либретто композитора по одноименной повести Николая Гоголя

О СПЕКТАКЛЕ

Оперу студента Московской консерватории Юрия Буцко на текст Гоголя впервые исполнили в 1964-м в стенах alma mater. После исполнения комиссия сделала выговор педагогу автора, Сергею Баласаняну, а Буцко был вынужден покинуть его класс.

Сегодня трудно сказать, что смутило профессоров. Музыкальный язык оперы не был радикален для своего времени. «Записки сумасшедшего», первую советскую монодраму (1963), сравнивали с другими операми, написанными для одного исполнителя, – «Ожиданием» Шёнберга и «Человеческом голосом» Пуленка. Сходство только в жанре: в «Записках» нет ни немецкой въедливости и изматывающих перепадов напряжения (Шёнберг), ни французской торопливости и специфической легкости-горечи (Пуленк). Буцко пишет очень экономно: ирония, лирика и отчаяние отмерены малыми дозами. Текст Гоголя подается размеренно, в распевной ариозной манере, лишь иногда используются говор и шепот и ни разу – крик. Это традиция русская, вспоминаются романсы Мусоргского и «Скупой рыцарь» Рахманинова, а еще гоголевская опера «Нос» Шостаковича. Русское – и в ощущении замедленного, почти остановленного времени (что особенно заметно в советских камерных операх: следом можно послушать «Письма Ван Гога» Фрида или «Белые ночи» Буцко). Повесть Гоголя прочитывается за двадцать минут, опера длится ровно час, но кажется – гораздо дольше.
Буцко изъял из текста оригинала всю эксцентрику, чертовщину, игру на грани абсурда. Осталась высокая трагедия, полная гуманистического пафоса, взывающая к состраданию: «маленький человек» русской литературы есть ее великий герой. В этом смысле «Записки сумасшедшего» вполне вписывались в советскую традицию, именно так преподавали Гоголя на уроках литературы, минуя сюрреальные пласты его текстов. Музыка раскрывает историю Поприщина не с точки зрения писателя-сюрреалиста, не с точки зрения героя – это мы слушаем историю, заранее зная о ее печальном исходе и с первых нот жалея несчастного чиновника. Неслучайно и последняя фраза повести (про алжирского бея, у которого под самым носом шишка) в либретто не вошла. В финале оперы остается ариозо-плач, бесконечная русская дорога, страдательная фигура героя на ней – и вот колокола поют ему отходную, и все вместе истаивает в вечности.
Богдан Королёк

В данный момент события Записки сумасшедшего на нашем сайте не представлены

Показать еще

Получайте анонсы всех мероприятий города!

  • Еженедельная подборка новых мероприятий
  • Первыми выбирайте лучшие места
  • Участвуйте в ежемесячных акциях и розыгрышах бесплатных билетов

Похожие события

Загрузка

Вы ввели неверный пароль. Если вы его забыли, то можете восстановить и он придет к вам на почту

Восстановить пароль

Получайте анонсы всех мероприятий города!

Еженедельная рассылка о новых мероприятиях, акциях и скидках!

Выбирайте лучшие места первыми!

Спасибо что вы с нами!

Ваша подписка успешно оформлена!

Поделитесь этой новостью с друзьями и станьте участником розыгрыша бесплатных билетов!