Эрмитажный театр

Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34

Эрмитажный театр построен по указанию императрицы Екатерины Великой, прославившейся в Европе как просвещённый монарх, вложивший огромный вклад в развитие музыкального, художественного, театрального искусства в России. Екатерина Великая решила построить театр, в котором должны были быть даны представления для неё и придворных. Построен Эрмитажный театр в стиле классицизма в 1782-1785 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги, где ранее находился Зимний дворц Петра I. Джакомо Кваренги спроектировал камерный зал с прекрасной акустикой, в котором действие на сцене прекрасно видно из любого места, поэтому зрителям не нужны театральные бинокли. Кваренги спроектировал театр на античный манер с полукруглым амфитеатром, одним центральным и двумя боковыми маршами лестниц. Прекрасным украшением зала и сцены стали скульптурные изображения Аполлона и девяти муз, над которыми размещены барельефы знаменитых деятелей искусств – современников архитектора. Скульптурная композиция оканчивалась изображением над сценой головы Медузы Горгоны, олицетворяющей магическое притяжение искусства.

В издании, специально посвященном театру, Кваренги писал: "Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится. Главная идея сооружения - создать удобный для зрителей, совершенный по акустике и оптике, строгий и красивый зал".

Эрмитажный театр открылся 16 ноября 1785 года представлением комической оперы "Мельник, колдун, обманщик и сват" (музыка М.Соколовского, либретто А.Аблесимова). На сцене театра выступали русская труппа, и приглашённые императрицей – итальянская труппа, французская труппа, немецкая труппа, почитавшие большой честью участие в придворных спектаклях, а особенно в постановках по собственным либретто императрицы. С Эрмитажным театром были связаны такие известные театральные деятели, как композитор Доменико Чимароза, художник и декоратор Пьетро Гонзага, танцовщица Гертруда Росси (мать великого архитектора)... Позже в предреволюционные годы в театре работали знаменитые художники - А.Бенуа, Л.Бакст, А.Головин, К.Сомов.

В 1904 году по проекту Л. Н. Бенуа декоративное убранство фойе театра приобретает изысканные формы рококо. Декорации, выполненные ими к спектаклям театра, по праву рассматриваются выдающимися произведениями живописи.

После революции театр пытался возродить известнейший режиссёр Вс. Э. Мейерхольд, работавший в Императорских театрах Петербурга . Всеволод Эммильевич пригласил известных деятелей искусства того времени: В. Соловьёва, С. Радлова, М. Шагала, А. Головина, М. Добужинского, О. Книппер, Ф. Шаляпина. Начались репетиции и прошли пробные представления в залах музея. Однако в конце мая 1919 года было решено отложить открытие сезона в связи с необходимостью отгородить театр от музейных экспозиций живописи. К сожалению, театр перестал существовать и многие годы выполнял роль лектория Государственного Эрмитажа, где читались лекции по истории искусства, проводились научные конференции и заседания.

Однако в начале 1980-х годов начинается капитальный ремонт и реставрация всего здания театра. В ходе реконструкции и переоборудования была создана система синхронного перевода (до 5 языков одновременно), построена киноустановка с аппаратурой обратной проекции, установлено компьютерное управление освещением сцены и зала. 7 января 1991 года Эрмитажный театр вновь открыл свои двери для публики. Эрмитажный театр начал возрождаться вновь, и менее, чем за десять лет, стал одной из самых популярных сценических площадок Петербурга.

В Эрмитажном театре прошёл фестиваль «Скрипка Паганини в Эрмитаже», а позже фестиваль «Возвращение легенды», посвященный 100-летию финского композитора Я.Сибелиуса. 1 января 1995 года из Эрмитажного театра была проведена всемирная трансляция выступления М.Ростроповича в программе «Симфония мира». В Эрмитажном театре прошли премьеры: «Борис Годунов» М.Мусоргского в постановке Театра

Показать ещё
Афиша
Загрузка