ЖАНР: #опера

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 02:00

АНТРАКТЫ: 1

Гроза

Либретто композитора по драме Александра Николаевича Островского «Гроза»

Музыкальный руководитель постановки и дирижёр: Петер Феранец

Премьера в Михайловском театре: 16 декабря 2010 года

Возобновление постановки: 20 ноября 2016 года

Опера Леоша Яначека на сюжет пьесы Александра Островского «Гроза» возвращается в репертуар Михайловского театра.

Современный зритель требует «Грозы»: драматургия Александра Островского переживает настоящий ренессанс, и самые разные театры – в Москве, Петербурге и других российских городах – предлагают новые интерпретации знаменитой пьесы. «Гроза» попадает в такт современных театральных ритмов, словно мир стоит на пороге обновления и тектонических культурных изменений.

Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Михайловский театр в 2010 году впервые в Петербурге представил знаменитую оперу Леоша Яначека – одно из величайших оперных сочинений ХХ века. Тогда спектакль шел под авторским названием «Катя Кабанова». После перерыва постановка возвращается в репертуар. Теперь на театральной афише — название литературного первоисточника. Символично, что премьерные спектакли «Грозы» с точностью до дня совпадают со знаменательной датой: мировая премьера оперы «Катя Кабанова» состоялась ровно 95 лет назад – 23 ноября 1921 года в Брно».
«Катя Кабанова» - абсолютная вершина творчества Леоша Яначека. В ней воплотилось восхищение выдающегося чешского композитора талантом великого русского драматурга. Экспрессивная и при этом тонкая музыка выражает сложнейшую палитру чувств: любовь, страх, отчаяние, мечты о счастье, ощущение неизбежного краха мира, основанного на предрассудках и самообмане.

Стоит отметить, что грозы как природного явления в музыке нет. Эту тему, по мнению композитора, исчерпывающе раскрыл Чайковский в «Пиковой даме», так что Яначек повторяться не стал. Эмоциональная буря, которой охвачена героиня оперы, тот зкзистенциальный взрыв, который она переживает, сильнее и ярче, чем электрические разряды в атмосфере.

Сочинение Яначека пользуется популярностью у зарубежных слушателей, но остается редким гостем в российских музыкальных театрах. При этом Яначека, одного из главных оперных авторов первой половины ХХ века, часто называют «самым русским из европейских композиторов», хотя в его музыке трудно найти следы русского фольклора. «Русским» его делает то, что созданные им чувственные женские образы, вдохновленные классической русской литературой, стоят в одном ряду с Лизой из «Пиковой дамы» и Катериной Измайловой из «Леди Макбет Мценского уезда».

Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Петер Феранец. Он считает Яначека композитором переломной эпохи: «Впитав славянский фольклор и классическую венскую музыкальную культуру, Яначек пошел дальше, стал одним из творцов нового музыкального языка. Мы представляем одно из лучших его произведений, образец музыкальной зрелости и выразительности».


Режиссёр-постановщик: Нильс-Петер Рудольф

Режиссёр возобновления: Маргарита Куницына-Танкевич

Художник-постановщик: Фолкер Хинтермайер

Художник по костюмам: Сюзанн Бюлер

Главные партии готовят: Татьяна Рягузова, Мария Литке — Катерина (Катя), Дмитрий Головнин, Фёдор Атаскевич — Борис Григорьевич, Дмитрий Карпов, Евгений Наговицын — Тихон Иванович Кабанов, Екатерина Егорова, Наталья Бирюкова — Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

Существует несколько оперных произведений на сюжет «Грозы», первым из которых было сочинение Владимира Кашперова, поставленное в Москве и Петербурге в 1867 году. К драме Островского обращались также композиторы Виктор Трамбицкий, Борис Асафьев, Иван Дзержинский.

Леош Яначек хорошо знал и любил русскую литературную классику, которая вдохновила его не на одно сочинение. Среди них — оркестровая рапсодия «Тарас Бульба», Первый струнный квартет, навеянный «Крейцеровой сонатой» Толстого, опера «Из мертвого дома» по повести Достоевского, неоконченные оперы «Анна Каренина» и «Живой Труп».

Яначек сам написал либретто к опере «Катя Кабанова», сократив текст пьесы Островского на треть. Он очистил действие от бытовых подробностей и дал свободу любовным страстям.

Показать ещё

Афиша

Загрузка

Показать все...